А.В.Брызгалин "Итоги работы ГосДумы по законопроектам о налогах за ноябрь 2014 года".
1.12.2014
В ноябре 2014 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения:
№ 630365-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 18 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.
ИНИЦИАТОР: Группа депутатов ГосДумы от всех фракций.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой 34, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
№ 605370-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (принят 14 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О нефтяном налоговом маневре и увеличении прочих налоговых поступлений.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект предусматривает, в частности:
1) увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ,
с 9 до 13 процентов;
с 9 до 13 процентов;
2) устанавливаются ставки акцизов на период 2015 - 2017 годов;
3) поэтапное повышение ставок водного налога (на 15% в 2015 году);
4) реализация нефтяного «налогового маневра». Предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты
(в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости
от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).
(в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости
от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).
А также:
1) Вычеты НДС по нормируемым видам расходов будут приниматься в полном объеме; 2) Утратит силу норма о восстановлении ранее принятого к вычету НДС по приобретенным ценностям (включая ОС и НМА) в случае их использования для операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК, то есть - облагаемых по ставке 0%. 3) В отдельную статью выделены нормы о восстановлении сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств; 4) Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами; 5) Уточняется и порядок налогообложения недвижимого имущества, образованного в результате раздела имущества; 6) Исключена возможность применения понижающих коэффициентов в пятилетний переходный период, предусмотренный для перехода к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из его кадастровой стоимости, в отношении торговых и офисных центров; 7) Освобождение от налога на имущества, установленное с 01.01.2013 в отношении движимого имущества не будет распространяться на движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации и ликвидации юрлиц, а также в случае передачи (приобретения) имущества между налогоплательщиками, признаваемыми взаимозависимыми лицами; 8) На 2015 год вводится мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков.
№ 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 21 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О совершенствовании налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль.
ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.М. Макаров.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость совершенствования налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций с учетом сложившейся правоприменительной практики.
СОДЕРЖАНИЕ (в частности): 1) Поправки в ст.ст. 148, 164, 165 НК РФ направлены на урегулирование вопроса, связанного с транзитными перевозками воздушными судами грузов с технической посадкой на территории РФ; 2) В статью 217 НК РФ предлагается внести поправки, предусматривающие расширение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ; 3) Предлагается признавать амортизируемым такие основные средства, которые находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 лет, в случае если они в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода; 4) Предусмотрена возможность установления муниципального торгового сбора на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь); 5) Установлены особенности налогообложения НДФЛ доходов от продажи недвижимости, начиная с 2016 года; 6) Сроки уплаты НДС и сдачи декларации по НДС сдвинуты с 20-го на 25-е число.
№ 535550-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 14 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: Об особенностях уплаты НДФЛ отдельными категориями иностранных граждан.
ИНИЦИАТОР: ряд депутатов ГосДумы.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и пункта 4 Плана по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1502-р.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 227.1 НК РФ в части распространения обязанности по уплате фиксированного авансового платежа на иностранных граждан, работающих по найму у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, на основании патентов (аналогичный порядок уже действует для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента у физических лиц). Уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1200 рублей и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент, который устанавливается субъектами Российской Федерации.
№ 487892-6 «О внесении изменений в статью 221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 11 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О предоставлении авторам полезных моделей права на получение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.
ИНИЦИАТОР: Самарская губернская Дума.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Налоговый кодекс не предусматривает право на получение профессиональных налоговых вычетов авторам полезных моделей и тем самым ставит их в неравное положение с авторами иных объектов патентных прав.
СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается предоставить авторам полезных моделей право на получение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
№ 544267-6 «О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 11 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О приведении терминологии в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.
ИНИЦИАТОР: ряд депутатов ГосДумы.
АКТУАЛЬНОСТЬ и СОДЕРЖАНИЕ: в целях реализации норм Земельного кодекса РФ, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, требуется внесение соответствующих изменений в НК РФ, позволяющих исключить из числа налогоплательщиков лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены на праве безвозмездного пользования.
№ 584734-6 «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (принят 18 ноября в первом чтении).
СУТЬ: Об особенностях предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при прекращении участия в ООО.
ИНИЦИАТОР: Воронежская областная Дума.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не установлен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм, получаемых физическими лицами акционерами (участниками) общества при уменьшении уставного капитала общества, при ликвидации общества, при ином выбытии физического лица из состава участников общества. В связи с чем, имеет место быть неоднозначность в истолковании и применении правовых норм в налогообложении операций подобного рода.
СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается внести изменения в подп. 2 п. 2 ст. 220 части второй НК РФ предусматривающие:
- возможность применения налоговых вычетов в случаях:
- уменьшения уставного капитала с одновременным возвратом стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);
- выхода из состава участников с выплатой средств участнику соразмерно его доли;
- передачи средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества;
- дополнить предложением следующего содержания:
«В случае получения дохода в виде выплаты акционеру (участнику) общества денежной суммы (передачи иного имущества) в связи с уменьшением номинальной стоимости акций (доли), в связи с ликвидацией общества, в связи с выходом из состава участников общества сумма расходов налогоплательщика, связанных с получением данных доходов определяется как сумма средств, внесенных им ранее в уставный капитал или сумма средств, потраченных на приобретение доли в уставном капитале».
№ 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (принят 21 ноября в первом чтении).
СУТЬ: Об усилении ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
ИНИЦИАТОРЫ: ряд членов Совета Федерации.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Статьей 199 УК РФ запрещено под угрозой уголовного наказания уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций. В сложившейся экономической ситуации данная норма не в полной мере соответствует опасности и вреду причиняемому государству указанным видом преступления.
В современных условиях наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых «технических фирм»), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (оффшорных) юрисдикциях.
СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается: 1) учитывая общую степень опасности, повышенную степень опасности квалифицированных видов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, а также международную практику в области уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории ввести следующие квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, с использованием юридических лиц, указанных в статье 1731 УК РФ, а также с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок;
2) внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации изменения, позволяющие применять конфискацию орудий, оборудования и иных средств совершения преступления принадлежащих не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим - уведомленным о характере использования их имущества, для юридических лиц - в лице их управляющих (исполнительных) органов.
№ 618603-6 «О внесении изменений в главу 21 НК РФ» (принят 21 ноября в первом чтении).
СУТЬ: О совершенствовании администрирования НДС.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
СОДЕРЖАНИЕ: В целях сокращения количества документов, сопровождающих хозяйственные операции, законопроектом предусматривается возможность указания в счете-фактуре дополнительной информации, в том числе реквизитов первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
Предусматривается право налогоплательщика на принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, полученных покупателем по истечении налогового периода, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (перечислены суммы оплаты, частичной оплаты), но до срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период, за налоговый период, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (продавцом составлены счета-фактуры на суммы оплаты, частичной оплаты).
Кроме того, предусматривается увеличение на 5 дней сроков представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС и уплаты налога.