Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "Планы работы ГосДумы по налоговым законопроектам на ноябрь 2014 года"

4.11.2014

Ноябрь 2014 года — "горячий налоговый месяц". ГосДума планирует рассмотреть следующие законопроекты в области налогов и учета:

11 ноября 2014 года

№ 630365-6 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.

ИНИЦИАТОР: группа депутатов ГосДумы от всех фракций.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом Налоговый кодекс РФ дополняется новой главой 34, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

№ 527250-6 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (второе чтение).

СУТЬ: О совершенствовании налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.М. Макаров.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость совершенствования налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций с учетом сложившейся правоприменительной практики.

СОДЕРЖАНИЕ: 1) Поправки в ст.ст. 148, 164 (подпункт 211 пункта 1), 165 (подпункта 310) НК РФ направлены на урегулирование вопроса, связанного с транзитными перевозками воздушными судами грузов с технической посадкой на территории РФ; 2) В статью 217 НК РФ предлагается внести поправки, предусматривающие расширение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ; 3) Предлагается признавать амортизируемым такие основные средства, которые находятся на реконструкции и модернизации свыше 12 лет, в случае если они в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода.

№ 573671-6 «О внесении изменения в статью 251 части второй НК РФ» (второе чтение).

СУТЬ: Об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций доходов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

ИНИЦИАТОР: депутат ГосДумы А.Ю. Русских.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Суммы платежей членов садоводческих объединений за потребление коммунальных ресурсов – электроэнергию, газ, воду, поступающие на счет объединений, согласно нормам и разъяснениям Минфина РФ, признаются реализационными доходами – выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Однако указанные средства по своей природе не являются прибылью организации.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается дополнить перечень целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы, платежами членов объединений за электрическую энергию, газ, горячую и холодную воду и внести соответствующее изменение в подп. 14 п. 1 ст. 251 части 2 НК РФ.

№ 605370-6 «О внесении изменений в НК РФ и иные законодательные акты РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об увеличении налоговых поступлений.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект предусматривает, в частности: 1) увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, с 9 до 13 процентов;2) устанавливаются ставки акцизов на период 2015 - 2017 годов;3) поэтапное повышение ставок водного налога;4) реализация нефтяного «налогового маневра». Предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).

№ 487892-6 «О внесении изменений в статью 221 части второй НК РФ» (второе чтение).

СУТЬ: О предоставлении авторам полезных моделей права на получение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.

ИНИЦИАТОР: Самарская губернская Дума.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Налоговый кодекс не предусматривает право на получение профессиональных налоговых вычетов авторам полезных моделей и тем самым ставит их в неравное положение с авторами иных объектов патентных прав.  

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается предоставить авторам полезных моделей право на получение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. 

№ 544267-6 «О внесении изменений в статью 388 части второй НК РФ» (второе чтение).

СУТЬ: О приведении терминологии в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.

ИНИЦИАТОР: ряд депутатов ГосДумы.

АКТУАЛЬНОСТЬ и СОДЕРЖАНИЕ: в целях реализации норм Земельного кодекса РФ, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, требуется внесение соответствующих изменений в НК РФ, позволяющих исключить из числа налогоплательщиков лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены на праве безвозмездного пользования.

№ 603084-6 «О внесении изменений в НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об освобождении от налогообложения средств финансовой поддержки, полученных по сертификату на привлечение трудовых ресурсов.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность физических лиц уплачивать налоги на доходы физических лиц. Следовательно, получение финансовой поддержки, предусмотренной проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов", может потребовать уплаты гражданином с данных сумм налогов, предусмотренных действующим законодательством. Уплату налогов с указанных сумм финансовой поддержки является нецелесообразной.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные и иные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания), предоставляемые работодателем в пределах средств, предусмотренных сертификатом на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в перечень субъектов РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, получаемым работодателем в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I"О занятости населения в Российской Федерации".  

18 ноября 2014 года

№ 584734-6 «О внесении изменений в статью 220 части второй НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об особенностях предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при прекращении участия в ООО.

ИНИЦИАТОР: Воронежская областная Дума.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не установлен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм, получаемых физическими лицами акционерами (участниками) общества при уменьшении уставного капитала общества, при ликвидации общества, при ином выбытии физического лица из состава участников общества. В связи с чем, имеет место быть неоднозначность в истолковании и применении правовых норм в налогообложении операций подобного рода.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается внести изменения в подп. 2 п. 2 ст. 220 части второй НК РФ предусматривающие:- возможность применения налоговых вычетов в случаях:- уменьшения уставного капитала с одновременным возвратом стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);- выхода из состава участников с выплатой средств участнику соразмерно его доли;- передачи средств (имущества) акционеру (участнику) общества в случае ликвидации общества;- дополнить предложением следующего содержания:«В случае получения дохода в виде выплаты акционеру (участнику) общества денежной суммы (передачи иного имущества) в связи с уменьшением номинальной стоимости акций (доли), в связи с ликвидацией общества, в связи с выходом из состава участников общества сумма расходов налогоплательщика, связанных с получением данных доходов определяется как сумма средств, внесенных им ранее в уставный капитал или сумма средств, потраченных на приобретение доли в уставном капитале». 

21 ноября 2014 года

№ 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об усилении ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

ИНИЦИАТОРЫ: ряд членов Совета Федерации.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Статьей 199 УК РФ запрещено под угрозой уголовного наказания уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций. В сложившейся экономической ситуации данная норма не в полной мере соответствует опасности и вреду причиняемому государству указанным видом преступления. В современных условиях наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых «технических фирм»), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (оффшорных) юрисдикциях.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается: 1) учитывая общую степень опасности, повышенную степень опасности квалифицированных видов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, а также международную практику в области уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории ввести следующие квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, с использованием юридических лиц, указанных в статье 1731 УК РФ, а также с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок;2) внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации изменения, позволяющие применять конфискацию орудий, оборудования и иных средств совершения преступления принадлежащих не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим - уведомленным о характере использования их имущества, для юридических лиц - в лице их управляющих (исполнительных) органов.

№ 618037-6 «О внесении изменения в пункт 4 статьи 12 НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об определении полномочий представительных органов муниципальных образований в городских округах с внутригородским делением по установлению местных налогов.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Определение полномочий представительных органов муниципальных образований в городских округах с внутригородским делением по установлению местных налогов.

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается установить, что в городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов (одного из местных налогов) на территориях внутригородских районов могут осуществляться представительными органами соответствующих внутригородских районов в случае, если они наделены такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

№ 618603-6 «О внесении изменений в главу 21 НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: О совершенствовании администрирования НДС.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

СОДЕРЖАНИЕ: В целях сокращения количества документов, сопровождающих хозяйственные операции, законопроектом предусматривается возможность указания в счете-фактуре дополнительной информации, в том числе реквизитов первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.Предусматривается право налогоплательщика на принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, полученных покупателем по истечении налогового периода, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (перечислены суммы оплаты, частичной оплаты), но до срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период, за налоговый период, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет (продавцом составлены счета-фактуры на суммы оплаты, частичной оплаты).Кроме того, предусматривается увеличение на 5 дней сроков представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС и уплаты налога.

№ 613617-6 «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй НК РФ» (первое чтение).

СУТЬ: Об особенностях учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе реализации государственного контракта.

ИНИЦИАТОРЫ: ряд депутатов ГосДумы.

АКТУАЛЬНОСТЬ: реализации государственными заказчиками полномочий по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) для вовлечения их в хозяйственный оборот, при безвозмездном отчуждении данных прав в пользу организаций.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект предусматривает отнесение стоимости исключительного права на РИД, созданных в ходе реализации государственного контракта и переданных исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а расходы в виде стоимости переданных исключительных прав на РИД – в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.