Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "Итоги работы ГосДумы по законопроектам о налогах за сентябрь 2014 года".

2.10.2014

В сентябре 2014 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения:

№ 51763-4 "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (принят 26 сентября в третьем чтении).

СУТЬ: Введение в НК РФ отдельной главы о налоге на имущество физических лиц, предусматривающей постепенный переход на исчисление этого налога исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается, в частности, следующее:- налог на имущество устанавливается в отношении жилых домов и помещений, гаражей (машино-мест), единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, а также иных зданий, строений и сооружений;- порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объекта будет вводиться постепенно, с полной отменой использования инвентаризационной стоимости с 2020 года;- вводится применение налогового вычета - уменьшение кадастровой стоимости общей площади объекта на определенную величину (в отношении квартиры - в размере стоимости 20 кв.м, комнаты - 10 кв.м, жилого дома - 50 кв.м, единого комплекса - 1 млн. рублей). Представительным органам власти предоставляется право увеличивать размеры указанных налоговых вычетов;- основная ставка налога, применяемая к кадастровой стоимости объекта, - 0,1 процента (2 процента применяется в отношении объектов, включенных в перечень, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ). Муниципалитеты могут увеличить ее до 0,3% или, наоборот, обнулить. Ставка налога, применяемая к инвентаризационной стоимости объектов, скорректированной на коэффициент-дефлятор, поставлена в зависимость от суммарной стоимости объектов (до 300 тыс. рублей, свыше 300 до 500 тыс. рублей и свыше 500 тыс. рублей) и может составлять от 0,1 до 2 процентов;- для смягчения налоговой нагрузки на первые четыре года после введения налога установлены ежегодные понижающие коэффициенты, величина которых постепенно увеличивается к концу этого периода;- определены льготные категории налогоплательщиков и объекты налогообложения.

№ 465087-6 «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса РФ» (принят 26 сентября в третьем чтении).

СУТЬ: 1) об освобождении от НДФЛ компенсации родительской платы за присмотр и уход за ребенком; 2) об установлении общей ставки НДФЛ (13%) для беженцев-нерезидентов.

ИНИЦИАТОР: Законодательное собрание Вологодской области.

АКТУАЛЬНОСТЬ: 1) Внесение терминологических изменений в закон «Об образовании»; 2) значительное увеличение числа беженцев из Украины.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом с 30% до 13% снижается ставка НДФЛ для иностранных граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получившими временное убежище на территории РФ. Действие данной льготы будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.Законопроект также уточняет положения НК РФ в части освобождения от НДФЛ части компенсации родительской платы за присмотр и уход ребенка в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Соответствующее изменение вступит в силу с 1 января 2015 года.

№ 527747-6 «О внесении изменений в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса РФ» (принят 17 сентября в первом чтении).

СУТЬ: О предоставлении налоговых льгот для организаций-участников особой экономической зоны в Магаданской области.

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Законопроект направлен на формирование благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности на территории Магаданской области, создание новых предприятий и реализацию проектов, позволяющих решить задачу по подъему Сибири и Дальнего Востока, обозначенную в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. Принятие федерального закона позволит привлечь дополнительные частные инвестиции в экономику региона, создать новые производства, снизить отток трудоспособного населения.

СОДЕРЖАНИЕ: Предусматривает предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций - участников Особой экономической зоны в Магаданской области. Указанные льготы действуют в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности, заключенного между администрацией Особой экономической зоны в Магаданской области и участником этой Особой экономической зоны после 31 декабря 2014 г.

№ 538049-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» (принят 17 сентября в первом чтении).

СУТЬ: В связи с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ».

ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Законопроект разработан в соответствии со ст. 1 части первой Налогового кодекса РФ в связи с необходимостью реализации положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и отдельные законодательные акты РФ". Принятие законопроекта позволит оптимизировать порядок применения налоговых и таможенных льгот, повысить инвестиционную привлекательность особых экономических зон.

СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект предусматривает внесение изменений в используемые в НК РФ формулировки, в том числе в части разделения особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные, объединения особых экономических зон промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов в рамках федеральных особых экономических зон, возможности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на ограниченных участках территории федеральной особой экономической зоны.

№ 487892-6 «О внесении изменений в статью 221 части второй Налогового кодекса РФ» (принят 19 сентября в первом чтении).

СУТЬ: О предоставлении авторам полезных моделей права на получение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ.

ИНИЦИАТОР: Самарская губернская Дума.

АКТУАЛЬНОСТЬ: НК РФ не предусматривает право на получение профессиональных налоговых вычетов авторам полезных моделей и тем самым ставит их в неравное положение с авторами иных объектов патентных прав.   СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается предоставить авторам полезных моделей право на получение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.  

№ 544267-6 «О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса РФ» (принят 19 сентября в первом чтении).

СУТЬ: О приведении терминологии в соответствие с Земельным кодексом РФ.

ИНИЦИАТОР: несколько депутатов ГосДумы.

АКТУАЛЬНОСТЬ и СОДЕРЖАНИЕ: в целях реализации норм Земельного кодекса РФ, вступающих в силу с 1 марта 2015 года, требуется внесение соответствующих изменений в НК РФ, позволяющих исключить из числа налогоплательщиков лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены на праве безвозмездного пользования.