Переквалификация в дробление за пределами проверки
27.09.2022
Инспекция в ходе выездной проверки организации за 2016 - 2018 годы заподозрила ее в неправомерном «дроблении» бизнеса с подконтрольными, как она посчитала, организациями. Налоговый орган посчитал совокупность работников организаций в проверяемом периоде, но не установил превышения лимита, позволяющего применять ЕНВД. Также не было установлено превышения лимита совокупной выручки по УСН (при условии невозможности отказа в применении ЕНВД).
И тогда проверяющие стали исследовать историю создания налогоплательщика, обстоятельства работы и взаимодействия с лицами, которых они посчитали подконтрольными, в более ранних периодах. Инспекторы выяснили, что владелец организации уже более 20 лет занимается предпринимательской деятельностью, создает юридические лица и осуществляет через них различную деятельность, некоторые из них приходят на замену предыдущим. В результате исследования также выяснилось, что несколько работников налогоплательщика создали организации и стали торговать в помещениях, ранее занимаемых самим налогоплательщиком.
В результате разговоров по душам со свидетелями (продавцами, кладовщиками, грузчиками, уборщицами и т.п.) проверяющие пришли к выводу, что факт «дробления» бизнеса имел место не только в проверяемых, но и в более ранних периодах.
Сложив же численность работников налогоплательщика и организаций его работников за 2015 год, инспекторы получили искомое превышение – совокупная средняя численность их работников превысила лимит на 7 человек!
В результате налогоплательщик с 2016 года был переведен на общую систему налогообложения с доначислением НДС, налога на прибыль и налога на имущество.
То есть все доначисления налогов по проверке сложились в результате того, что налоговый орган вышел за пределы своих полномочий и произвел переквалификацию отношений за 2015 год, который выходил за пределы проверяемого периода 2016 – 2018 гг.
Между тем, выездная проверка налогоплательщика может быть проведена за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом если решение о проведении проверки вынесено в 2019 году, то дата начала проверяемого периода не может быть ранее 01.01.2016.
Ни сама Инспекция, ни областное Управление ФНС РФ, не признали в своих действиях нарушение закона. Поэтому налогоплательщик решил обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу России.
ФНС же признала позицию налогоплательщика правомерной, указав, что проведение Инспекцией анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2015 год является незаконной, поскольку проверяемым периодом является 2016-2018 года. Переквалификация может быть проведена только в отношении сделок и операций, совершенных в проверяемом периоде.
В связи с чем ФНС отменила доначисление обществу налогов по общей системе налогообложения.