Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2022 году (часть I НК РФ)

8.02.2022

1. Часть I Налогового кодекса РФ в 2022 году

1.1. Изменения в связи с созданием федеральной территории «Сириус»

Федеральным законом от 22.12.2020 № 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" создана специальная территория, которой признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование. В этом образовании в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности, необходимости сохранения олимпийского спортивного, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития РФ установлены особенности организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.

Особенности этого публично-правового образования потребовали внесения изменений и в НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 5 данного Закона органы публичной власти федеральной территории "Сириус" (далее – территория "Сириус") во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, данного Закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ издают обязательные для исполнения на указанной территории нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты территории "Сириус" в области налогообложения имеют такой же статус, как и акты местных органов власти:

нормативные правовые акты представительного органа территории "Сириус" о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с НК РФ (п. 5.1 ст. 1 НК РФ);

- исполнительно-распорядительный орган территории "Сириус" в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ);

- нормативные правовые акты территории "Сириус", вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ);

- признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Исполнительно-распорядительный орган территории "Сириус", принявший указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения (п. 3 ст. 6 НК РФ);

- региональные налоги, обязательные к уплате на территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать на указанной территории в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ);

местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами территории "Сириус" и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Представительным органом территории "Сириус" определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ; особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения; ставки сборов, льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56, п. 5 ст. 58 НК РФ). Решения об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих перечислению в региональные и местные бюджеты, принимаются налоговыми органами по согласованию с соответствующими финансовыми органами территории "Сириус" (за определенными исключениями) (подп. 2, 6 п. 1, п. 2, 3 ст. 63 НК РФ);

- нормативными правовыми актами представительного органа территории "Сириус" могут быть установлены дополнительные к общим, установленным НК РФ, основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, а также предоставления отсрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита (подп. 3 ст. 59, п. 12 ст. 64, п. 7 ст. 67 НК РФ);

- информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия налогов направляются органами публичной власти территории "Сириус" в территориальные органы ФНС России, по соответствующему субъекту РФ и в финансовые органы соответствующих субъектов ПФ (п. 1 ст. 16 НК РФ);

- налогоплательщики имеют право получать от финансовых органов территории "Сириус" разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов представительного органа территории "Сириус" о местных налогах и сборах (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ);

- финансовые органы территории "Сириус" дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства территории "Сириус" о местных налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 2, 3 ст. 34.2 НК РФ). 

Кроме того, на территорию "Сириус" распространяются и другие общие положения:

- налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют в т.ч. с органами публичной власти территории "Сириус" (п. 4. ст. 30 НК РФ);

- налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявления) о возмещении ущерба, причиненного территории "Сириус" вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ);

- физические лица могут уплачивать налоги через кассу исполнительно-распорядительного органа территории "Сириус", а также любым другим установленным законом способом (п. 4 ст. 58 НК РФ). Если данный орган не перечислит внесенную физическим лицом сумму в бюджет, для него наступают соответствующие негативные последствия (п. 4.3, 4.4 ст. 58 НК РФ);

- организация, которой принадлежат права на недвижимое имущество или транспортные средства, находящиеся в собственности территории "Сириус", подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения объектов в общем порядке (п. 5.1 ст. 83 НК РФ);

- сведения, предоставляемые органам публичной власти территории "Сириус" в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам, не являются налоговой тайной (подп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ).

На территорию "Сириус" распространяются и положения о трансфертном ценообразовании:

- прямое и (или) косвенное участие территории "Сириус" в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1 НК РФ);

- цены сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен нормативными правовыми актами территории "Сириус", признаются рыночными для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.4 НК РФ);

- при проведении налогового контроля рыночности цен ФНС России использует, в т.ч. сведения о ценах (в пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации органов публичной власти территории "Сириус" в соответствии с нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус" (подп. 3 п. 1 ст. 105.6 НК РФ);

- не признаются участниками международной группы компаний органы публичной власти территории "Сириус" (п. 3 ст. 105.16-1 НК РФ). 

Изменения действуют с 1 января 2022 года

 

1.2. Срок хранения документов 

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Кроме того, в силу подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

До 17.03.2021 этот срок составлял четыре года.

При этом сохраняются специальные правила хранения документов, предусмотренные иными нормами НК РФ, например, п. 4 ст. 283 НК РФ (налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков). 

Изменения действуют с 17 марта 2021 года.

 

1.3. Документы о товарах, подлежащих прослеживаемости 

С 01.07.2021 налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст. 23 НК РФ).

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.

Порядок представления необходимых документов установлен Положением о национальной системе прослеживаемости товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Согласно п. 32 данного Порядка отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенных в отчетном периоде, представляется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде (квартал) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года.

 

1.4. Изменения относительно единого налогового платежа, уплачиваемого физическими лицами 

Статьей 45.1 НК РФ для физических лиц предусмотрена возможность внесения единого налогового платежа, который налоговый орган учитывает при наступлении срока уплаты налогов либо возвращает налогоплательщику.

  1.  До 01.01.2022 обязанность физического лица по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц при внесении единого налогового платежа считалась исполненной со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы этого платежа в счет уплаты налога (подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

С 01.01.2022 такая обязанность считается исполненной:

со дня предъявления в банк поручения на перечисление со счета в банке единого налогового платежа (при наличии на счете достаточного денежного остатка), но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога (подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ)

или

со дня внесения в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в МФЦ наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства в качестве единого налогового платежа, в отношении которых налоговым органом произведен зачет суммы единого налогового платежа, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога (подп. 8.1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

То есть налоговый орган все равно должен зачесть сумму единого налогового платежа в счет уплаты налога, срок уплаты которого наступил. Однако считается, что налогоплательщик уплатил налог не на дату принятия решения о зачете, а на дату внесения платежа, что однозначно исключает начисление пени, если вдруг налоговый орган внесет решение о зачете после наступления срока уплаты налога для физического лица.

  1.  С 01.01.2022 налогоплательщик – физическое лицо может внести единый налоговый платеж не только в счет уплаты налогов, по которым инспекция направляет уведомление об уплате, но и в счет уплаты НДФЛ, который он должен исчислить самостоятельно на основании ст. 228 НК РФ (с сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами; с сумм, полученных от продажи имущества; с фиксированной прибыли КИК и др.) (п. 1 ст. 45.1 НК РФ).

В этом случае налоговый орган должен произвести зачет суммы единого налогового платежа не позднее десяти дней со дня представления налогоплательщиком декларации по НДФЛ или со дня поступления единого налогового платежа в бюджет, но не ранее наступления срока уплаты налога (п. 5 ст. 45.1 НК РФ). 

Изменения действуют 1 января 2022 года.

 

1.5. Предусмотрен единый налоговый платеж для организаций и ИП в 2022 г.

 

Статьей 45.2 НК РФ установлено, что организации и ИП вправе с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджетную систему РФ единого налогового платежа.

Единым налоговым платежом также признаются излишне уплаченные суммы – со дня обнаружения факта излишней уплаты (факта излишнего взыскания) налога, сбора, авансового платежа, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, но не ранее дня начала применения особого порядка уплаты (перечисления) (п. 2 ст. 45.2 НК РФ).

Условиями применения особого порядка уплаты являются:

- проведение совместной сверки расчетов с бюджетом, по результатам которой не имеется разногласий,

- подача заявления о применении особого порядка уплаты с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но не позднее одного месяца после осуществления совместной сверки (п. 3 ст. 45.2 НК РФ).

 При этом организации и ИП, применяющие особый порядок уплаты (перечисления), обязаны представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах не позднее чем за пять дней до установленного срока их уплаты, а в отношении НДФЛ, исчисляемого налоговым агентом, – не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов (п. 4 ст. 45.2 НК РФ).

Налоговый орган должен принять решение о зачете единого платежа в счет уплаты соответствующих сумм, но налог считается уплаченным со дня предъявления в банк поручения на перечисление со счета в банке единого налогового платежа (при наличии на счете достаточного денежного остатка), но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога (подп. 8 п. 3 ст. 45 НК РФ).

При этом ответственность банка за нарушение срока исполнения получения о перечислении единого налогового платежа предусмотрена ст. 133 НК РФ только в отношении платежа физического лица. 

Изменения действуют с 1 января 2022 года.

 

1.6. Операции по счетам налогоплательщика могут быть приостановлены в случае непредставления декларации в течение 20, а не 10 дней после установленного срока 

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика-организации могут быть приостановлены в случае непредставления налоговой декларации в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

До 01.07.2021 этот срок составлял всего 10 дней.

Такие же последствия предусмотрены в случае непредставления налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам) (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

При этом налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения о приостановлении операций по счетам (п. 3.3 ст. 76 НК РФ). Форма уведомления приведена в Приложении № 64 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года

 

1.7. При проведении налогового мониторинга операции по счетам приостанавливает налоговый орган, проводящий мониторинг 

Операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются налоговым органом для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, а также при непредставлении декларации в течение 20 дней по истечении установленного срока и в других случаях (ст. 76 НК РФ).

По общему правилу, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате соответствующей суммы (п. 2 ст. 76 РФ).

Однако в силу п. 3.4 ст. 76 НК РФ решения о приостановлении операций по счетам организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг

Изменения действуют с 1 января 2022 года.

 

1.8. Установлены обстоятельства, при которых налоговая декларация считается непредставленной

 

По общему правилу, днем представления налоговой декларации считается дата отправки ее почтовым отправлением с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

Однако с 01.0.2021 в силу п. 4.1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной проверки на основе такой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в ЕГР ЗАГС содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 НК РФ (показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения) либо п. 7 ст. 431 НК РФ (в расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат, базе для исчисления страховых взносов за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки; суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов; в расчете указаны недостоверные персональные данные).

В таких случаях (за исключением случая исключения организации из ЕГРЮЛ) налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления соответствующего обстоятельства обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной (п. 4.2 ст. 80 НК РФ). Форма уведомления приведена в Приложении № 65 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года

 

1.9. Потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимость 

С 01.07.2021 в силу п. 9.5 ст. 85 НК РФ потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления, в налоговый орган по субъекту РФ по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Форма и формат представления таких сведений, а также порядок заполнения указанной формы утверждены приказом ФНС России от 28.01.2021 № ЕД-7-21/107@. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года.

 

1.10. Камеральная налоговая проверка при получении вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке 

Камеральная проверка с 20.05.2021 проводится не только на основе налоговой декларации, но и на основании заявления о получении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке, который предусмотрен ст. 221.1 НК РФ (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Такая проверка проводится в течение 30 календарных дней со дня представления заявления, а при выявлении нарушений срок может быть продлен до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом, если при проверке выявлены какие-либо несоответствия, от налогоплательщика нельзя потребовать представления пояснений или внесения исправлений в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ). 

Изменения действуют с 20 мая 2021 года.

 

1.11. Изменения при проведении камеральной налоговой проверки 

  1.  Пунктом 1.1 ст. 88 НК РФ до 01.07.2021 были предусмотрены четыре основания для проведения камеральной проверки при представлении декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг.

С 01.07.2021 осталось одно основание, а именно досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга. 

  1.  В определенных случаях налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика пояснения относительно сведений в налоговой декларации.

Если налогоплательщики должны представлять декларации по НДС в электронной форме, то и пояснения должны быть представлены в такой же форме.

Такие пояснения не считаются представленными в случае не только подачи их на бумажном носителе, но и не по установленному формату (п. 3 ст. 88 НК РФ). 

  1.  Если налогоплательщик применяет налоговые льготы, то налоговый орган вправе истребовать соответствующие пояснения и (или) подтверждающие документы.

С 01.07.2021 налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@.

Эти положения применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). 

  1.  В силу п. 8.9 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки единой (упрощенной) налоговой декларации или декларации по ЕСХН (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от НДС или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

1) между сведениями, содержащимися в декларации, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) представленных налогоплательщиком документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;

2) между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком;

3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном другим налогоплательщиком.

Однако налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры и иные документы, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

При проведении камеральной проверки в указанных случаях должностные лица налоговых органов имеют право на доступ на территорию или в помещение проверяемого лица, а также на осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения (п. 1, 2 ст. 91 НК РФ). 

  1.  Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет), то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации.

Как указано выше, п. 4.1 ст. 88 НК РФ определены обстоятельства, при которых декларация считается непредставленной.

При наличии таких обстоятельств и направления налогоплательщику соответствующего уведомления камеральная проверка прекращается в день направления указанного уведомления.

Если «неподанная» декларация была уточненной, то по ранее представленной декларации проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения проверки по ранее представленной декларации (расчету) не включается срок прекращенной проверки. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года.

 

1.12. Изменения при проведении выездной налоговой проверки 

  1.  Согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить выездные проверки за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг.

Но из этого правила есть исключения:

- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (мнениями) (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Такие же изменения коснулись выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 3 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ);

представление в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой может быть не только уменьшена сумма налога, но и увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом проверки в указанном случае является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной декларации (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). 

  1.  Пунктом 10 ст. 89 НК РФ предусмотрены основания для проведения повторной выездной налоговой проверки.

Так, согласно подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

С 01.07.2021 уточнено, что в уточненной декларации должна быть увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. В рамках повторной проверки, как и раньше, проверяется правильность исчисления налога в связи с заявленными изменениями.

Из этого можно сделать вывод, что если уточненная декларация представлена вне связи с указанными обстоятельствами, то повторная выездная проверка не может быть назначена. 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года.

 

1.13. Встречная проверка может быть проведена в рамках налогового мониторинга 

С 01.07.2021 должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года

 

1.14. Изменения при проведении налогового мониторинга 

  1.  Основания, при соблюдении которых организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, установлены п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

С 01.07.2021 такими основаниями являются:

- совокупная сумма определенных налогов, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, составляет не менее 100 млн. руб. (до 01.07.2021 – 300 млн. руб.). К НДС, налогу на прибыль и НДПИ добавлены НДФЛ и страховые взносы;

- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 млрд. руб. (до 01.07.2021 было 3 млрд. руб.);

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 млрд. руб. (до 01.07.2021 было 3 млрд. руб.). Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков, а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, это условие не обязательно. 

  1.  Срок проведения налогового мониторинга, по общему правилу, начинается с 1 января календарного года и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

С 01.07.2021 предусмотрены основания продления срока проведения налогового мониторинга – в случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной декларации за период года, за который проводится или проведен мониторинг.

Если же уточненная декларация представлена за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, она проверяется в рамках налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен. 

  1.  Заявление о проведении налогового мониторинга может быть представлено не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

До 01.07.2021 такое заявление могло быть подано не позднее 1 июля периода, предшествующего налоговому мониторингу. А до 1 сентября заявление могло быть подано, если в организации уже проводится налоговый мониторинг. 

  1.  Для проведения налогового мониторинга с соответствующим заявлением должна быть представлена в т.ч. действующая учетная политика для целей налогообложения.

С 01.07.2021 уточнено, что учетная политика должна включать информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета (подп. 3 п. 2 ст. 105.27 НК РФ). 

  1.  Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случае систематического (два раза и более) непредставления запрошенных налоговым органом документов (информации), пояснений, а с 01.07. 2021 также в случае несвоевременного представления документов (информации), пояснений (подп. 3 п. 1 ст. 105.28 НК РФ). 
  1.  Налоговый орган уведомляет в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления соответствующих обстоятельств (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@.

При этом организация в течение десяти дней со дня получения уведомления может принять меры по устранению указанных обстоятельств и уведомить налоговый орган об этом либо представить пояснения и документы (при наличии), подтверждающие отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.

В итоге налоговый орган принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет в электронной форме организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.28 НК РФ). 

  1.  Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между имеющимися сведениями, то налогоплательщик должен представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти, а не десяти, как раньше, дней (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Пунктом 2.1 ст. 105.29 НК РФ предусмотрено взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной и (или) несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов.

При этом истребуемые документы (информация), пояснения должны быть представлены в электронной форме или через информационные системы организации,  к которым предоставлен доступ налоговому органу. Они не могут быть направлены, как раньше, по почте заказным письмом. Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ). О невозможности представления документов в срок организация должна уведомить налоговый орган также в электронной форме (п. 5 ст. 105.29 НК РФ). 

  1.  В ходе налогового мониторинга налоговый орган по своей инициативе составляет мотивированное мнение по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, если был установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов.

В этом случае с 01.07.2021 мотивированное мнение может быть составлено в течение всего срока проведения налогового мониторинга, а не только за три месяца до его окончания (п. 3 ст. 105.30 НК РФ).

Организация может сама направить запрос о составлении мотивированного мнения. Такой запрос должен быть направлен в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3 ст. 105.30 НК РФ). 

Изменения действуют с 1 июля 2021 года.

 

1.15. Введена ответственность за недостоверные сведения об индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика 

Статьей 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета – счета внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента.

Этот счет используется, в т.ч. для получения инвестиционного налогового вычета по НДФЛ.

Пунктом 1 ст. 126.2 НК РФ установлена ответственность за представление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений о факте открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных на такой счет, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке, установленном ст. 221.1 НК РФ.

Санкция: штраф в размере 20% от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных налоговым агентом недостоверных сведений.

При этом в силу п. 2 ст. 126.2 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, если им самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных налоговым агентом сведений. 

Изменения действуют с 20 мая 2021 года.

 

1.16. Изменен размер штрафа за несообщение об участниках иностранной организации 

В соответствии с п. 3.2 ст. 23 НК РФ иностранные организации (за определенным исключением), а также иностранные структуры без образования юридического лица обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения о своих участниках по состоянию на 31 декабря предшествующего года, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия превышает 5%.

Непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком – иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) такого сообщения влечет ответственность по п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ.

С 20.05.2021 за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 50 000 руб.

До этой даты штраф составлял 100% от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего организации, которая не представила (несвоевременно представила) сведения. 

Изменения действуют с 20 мая 2021 года

 

1.17. Ответственность банков за недостоверность сведений в рамках применения физическим лицом вычета по НДФЛ по жилью 

Физическое лицо вправе применить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилых помещений или земельных участков, а также в сумме процентов по целевым займам (кредитам), направленным на эти цели (подп. 3, 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Банк привлекается к ответственности в случае представления налоговому органу недостоверных сведений о фактически произведенных расходах на новое строительство либо приобретение недвижимости и (или) на погашение указанных процентов в рамках процедуры получения налогоплательщиком вычетов в упрощенном порядке, установленном ст. 221.1 НК РФ (п. 1 ст. 135.3 НК РФ).

Штраф составляет 20% от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением имущественного вычета в упрощенном порядке на основании представленных банком недостоверных сведений.

В силу п. 2 ст. 135.3 НК РФ банк освобождается от ответственности, если им самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда банк узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений. 

Изменения действуют с 20 мая 2021 года.

 

1.18. Дополнительные основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения 

Пунктом 1 ст. 139.3 НК РФ предусмотрены основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика без рассмотрения полностью или в части.

С 17.03.2021 жалоба будет оставлена без рассмотрения, если вышестоящий налоговый орган установит, что:

до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом (подп. 6);

жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание (подп. 7);

до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства (подп. 8).

По общему правилу, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы.

Однако в случаях, предусмотренных подп. 6 и 8 п. 1 данной статьи, налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти дней со дня получения информации о наличии указанных в данных подпунктах обстоятельств (п. 2 ст. 139.3 НК РФ). 

Изменения действуют с 17 марта 2021 года и применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021 (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 № 6-ФЗ).

 

1.19. Дополнения в порядке рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом 

  1.  С 17.03.2021 согласно п. 1 ст. 140 НК РФ лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев.

В течение пяти дней со дня получения указанного ходатайства вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает одно из следующих решений:

о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). 

  1.  Также согласно п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу (апелляционную жалобу):

до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

в случае невозможности рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;

до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном главой 20.3 настоящего Кодекса.

О принятом решении об указанном приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) в течение трех дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). 

  1.  В силу п. 2 ст. 140 НК РФ рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) возможно с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС России. 

Изменения действуют с 17 марта 2021 года и применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021 (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 № 6-ФЗ).

 

1.20. Изменение и дополнение норм об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) 

  1.  Главой 20.1 НК РФ установлены для целей налогообложения правила при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями).

Пунктом 8 ст. 142.1 НК РФ определены финансовые активы – денежные средства, ценные бумаги и прочие объекты.

С 01.01.2022 уточнено, что не признаются финансовыми активами недвижимое имущество, драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов на счетах, во вкладах или принятых для хранения с обезличением), а также ценности, принятые для хранения в индивидуальном банковском сейфе. 

  1.  Если организацией финансового рынка информации не выявлены клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие, которые являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), то эта организация обязана представить в ФНС России информацию о невыявлении таких лиц (п. 1 ст. 142.2 НК РФ). 
  1.  В соответствии с п. 1 ст. 142.2 НК РФ организации финансового рынка (банки и другие организации) обязаны представлять в ФНС России финансовую информацию о том, что клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие, являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), а также иную информацию, относящуюся к заключенному договору на оказание финансовых услуг.

Статьей 129.7 НК РФ предусмотрена ответственность за:

- непредставление в установленный срок организацией финансового рынка указанной информации (штраф 300 000 руб. (до 01.01.2022 – 500 000 руб.)) (п. 1);

- невключение в состав этой информации организацией финансового рынка информации в отношении клиента, выгодоприобретателя и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих (штраф 50 000 руб. за каждый факт такого нарушения) (п. 2).

С 01.01.2022 также установлена ответственность за:

- представление организацией финансового рынка неполной или недостоверной указанной информации (штраф 25 000 руб. за каждый факт такого нарушения) (п. 3);

- деяние, предусмотренное п. 2 или 3 данной статьи, совершенное умышленно, в том числе в результате совершения действий (бездействия), направленных на создание условий, при которых не потребуется исполнение узаконенных обязанностей (штраф 100 000 руб. за каждый факт такого нарушения) (п. 4).

Пункты 3 и 4 ст. 129.7 НК применяются к правоотношениям, связанным с привлечением к ответственности за правонарушения, совершенные в связи с представлением информации за периоды начиная с 01.01.2022 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2021 № 380-ФЗ).

При этом с 01.01.2022 в силу п. 5 ст. 129.7 НК РФ организация финансового рынка освобождается от ответственности, предусмотренной п. 2 и 3 данной статьи, если совершение ею налогового правонарушения обусловлено непредставлением ей клиентом неполной или недостоверной информации (за что предусмотрена ответственность по ст. 129.7-1 НК РФ). Положения данного пункта применяются при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.8 НК РФ (нарушение порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих). 

  1.  В свою очередь, клиенты обязаны представлять запрашиваемую организацией финансового рынка информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих (п. 2 ст. 142.4 НК РФ).

С 01.01.2022 п. 1 ст. 129.7-1 НК РФ установлена ответственность за представление клиентом организации финансового рынка неполной или недостоверной информации (штраф с клиента – физического лица 10 000 руб. с клиента – юридического лица 25 000 руб. за каждый факт такого нарушения в отношении каждого заключенного между клиентом и организацией финансового рынка договора на оказание финансовых услуг).

При этом п. 2 ст. 129.7-1 НК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное п. 1 данной статьи, совершенное умышленно (штраф с клиента – физического лица 20 000 руб., с клиента – юридического лица 50 000 руб. за каждый факт такого нарушения в отношении каждого заключенного между клиентом и организацией финансового рынка договора на оказание финансовых услуг). 

  1.  Организация финансового рынка при наличии к тому оснований вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору на оказание финансовых услуг.

С 01.01.2022 уточнено, что в случае поступления денежных средств для зачисления на счет (вклад) клиента в банке после принятия организацией финансового рынка, являющейся кредитной организацией, решения об отказе в совершении операций указанные денежные средства не подлежат зачислению на счет (вклад) клиента в банке и возвращаются на счета плательщиков в банках-отправителях (п. 6 ст. 142.4 НК РФ). 

Изменения действуют с 1 января 2022 года.