О требованиях Закона № 115-ФЗ для управляющих организаций, организаций, оказывающих бухгалтерские и юридические услуги
24.12.2021
Федеральным законом от 18.03.2019 № 33-ФЗ абзац 1 пункта 1 статьи 7.1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) был изложен в новой редакции:
«Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом…»
Прежде всего, следует отметить, что требования Закона № 115-ФЗ и ранее распространялись на организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, но связаны они были исключительно с обязанностью таких субъектов по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксированию и хранению информации.
С 03.07.2019 в рамках данных «дополнительных» обязательств (помимо идентификации клиентов) рассматриваемые субъекты обязаны:
1) принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;
2) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента (юридического или физического лица), включенного уполномоченным органом в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В частности, в отношении сделок, по которым имеются основания полагать, что они могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов (запутанные, необычные, не имеющие очевидного экономического смысла, не соответствующие целям деятельности, неоднократные для уклонения от общественного контроля, с иными признаками по приказу Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103), уведомлять Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней в виде формализованных электронных сообщений, подписанных усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (в целях реализации данных полномочий Росфинмониторинг рекомендует рассматриваемым организациям открыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга);
3) разработать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.07.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
4) назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию внутреннего контроля с учетом квалификационных требований к нему (см. Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 492);
5) осуществлять обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (см. приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203);
6) принимать меры по выявлению специальных субъектов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Закона № 115-ФЗ;
7) принимать меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц, а также уделять повышенное внимание операциям данных субъектов с денежными средствами или иным имуществом;
8) хранить в течение не менее чем 5 лет все документы, полученные в рамках исполнения требований Закона № 115-ФЗ.
При этом возникает вопрос, все ли организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, обязаны исполнять указанные выше требования Закона № 115-ФЗ?
Согласно пункту 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ рассматриваемые организации обязаны исполнять требования Закона № 115-ФЗ в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
И если, например, управляющие организации (управляющие) при оказании услуг по управлению юридическим лицом, так или иначе, выполняют функции по управлению/распоряжению денежными средствами и имуществом управляемых организаций, а значит, обязаны исполнять указанные выше требования Закона № 115-ФЗ, то в отношении организаций, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги всё не так однозначно.
С одной стороны, Закон № 115-ФЗ распространяет свои требования на лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических или бухгалтерских услуг, только в случае, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своих клиентов операции с денежными средствами или иным имуществом клиента.
С другой стороны, к операциям с денежными средствами или иным имуществом абзац 6 пункта 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ прямо относит обеспечение деятельности юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в пункте 5 Информационного письма от 19.07.2018 № 54 «О применении отдельных норм Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» указала на следующее:
Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.
Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.
Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.
Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.
При этом субъектом исполнения статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.
Таким образом, под действие Закона № 115-ФЗ подпадают, по сути, любые хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели), основным видом деятельности которых является оказание юридических или бухгалтерских услуг и которые на основании заключенных договоров осуществляют оказание услуг по юридическому или бухгалтерскому сопровождению деятельности своих клиентов.
Данный вывод в какой-то степени подтверждается и судебной практикой.
Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.09.2019 № Ф02-4704/2019 по делу № А74-19727/2018 указал, что наличие в п. 1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ оговорки о том, что он применятся к операциям с денежными средствами или иным имуществом, правового значения не имеет и в силу прямого указания п. 1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ на общество распространяется действие п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, поскольку обществом осуществляется деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.
Следует также отметить, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (далее - Требования).
Данные Требования начинают действовать с 13 января 2022 года.
Согласно п. 2 Требований адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, разрабатывают и реализуют правила внутреннего контроля в случае осуществления операций с денежными средствами и иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ. При этом, как мы отметили выше, к числу таких операций относится также правое или бухгалтерское обеспечение деятельности организаций.
В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ, они также разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности.