Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

О расходах на приобретение индивидуальных средств защиты для сотрудников компании: маски и дезинфицирующие средства

26.06.2020

Описание ситуации:
В связи с дефицитом медицинских масок, компания выдает сотрудникам те маски, которые получилось приобрести: маски, для работы на производстве для защиты органов дыхания от пыли или маски, сшитые в неспециализированных организациях (швейные, частные мастерские).
 
Вопросы:
Можно ли учесть в составе расходов затраты на приобретение таких масок?
Какими свойствами, подтверждающими документами (сертификатами) должны обладать маски для того, чтобы можно было их учесть в составе расходов по налогу на прибыль? 
Какими сертификатами (подтверждающими документами) должны обладать другие средства (влажные салфетки, спиртовые растворы, моющие средства) для того, чтобы можно было их учесть в составе расходов ?
 
Ответ:
 
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
 
Обязанность работодателя обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников закреплена в ст. 223 ТК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
В связи с возникшей угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Президентом РФ был приняты Указы от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 “О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”.
 
В письме Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 “О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (вместе с «Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников)” рекомендовано работодателям обеспечить мероприятия по охране труда, которые предполагают закупку и применение в организациях дополнительных медицинских средств:
 
1)      термометров для контроля температуры работников при входе в организацию;
2)      средств индивидуальной защиты органов дыхания: маски, респираторы;
3)      кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток;
4)      дезинфицирующих средств вирулицидного действия для регулярной уборки помещений;
5)      бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха для обеззараживания воздуха;
6)      одноразовой посуды для столовых.
 
Затраты на медицинские и гигиенические средства, которые обязательны к применению или рекомендованы федеральными, региональными или местными органами власти, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК или в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Более того, 22.04.2020 принят Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ (о мерах поддержки хозяйствующих субъектов в условиях распространения короновирусной инфекции)»[1].
Норма подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ изложена в следующей редакции:
“расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции”.
 

Маски

Следует отметить, что НК РФ и иным законодательством не установлены какие-либо требования к маскам, влажным салфеткам, спиртовым растворам, моющим средствам и пр.
 
При этом Приложением 2 к письму Роспотребнадзора от 11.04.2020 № 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" установлено:
1 - Маски медицинские должны соответствовать ГОСТ Р 58396-2019 Маски медицинские. Требования и методы испытаний.
2 - Респираторы фильтрующие должны соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей; ГОСТ 12.4.296-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Респираторы фильтрующие. Общие технические условия.
3 - Маска ватно-марлевая выполняется из марли 125 x 50 см со слоем ваты 25 x 17 x 1,5 - 2 см весом 20 г.
 
Таким образом, маски должны соответствовать ГОСТ Р 58396-2019, ГОСТ 12.4.294-2015, ГОСТ 12.4.296-2015, и критериев маски ватно-марлевой.
 
Как следует из описания ситуации, организация приобрела:
- маски, которые выдавались сотрудникам при работе на производстве для защиты органов дыхания от пыли – как мы понимаем, их можно классифицировать как респираторы;
- маски сшитые в неспециализированных организациях (швейные, частные мастерские).
То есть, как мы понимаем, выдаваемые работника средства защиты не соответствуют или не в полной мере соответствуют вышеупомянутым стандартам.
Однако, по нашему мнению, данное обстоятельство не должно стать причиной налоговых претензий и споров, поскольку в условиях острого дефицита стандартизированных средств защиты приобретение “самошитых” масок является вынужденной мерой по защите органов дыхания сотрудников.
Кроме того, отсутствие сертификатов, лицензий и пр. разрешающих документов препятствует признанию расходов только тогда, когда их обязательность прямо предусмотрена НК РФ. Такая позиция поддерживается судебной практикой.
 
Так, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 № 33 указал:
«… невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.) влечет неблагоприятные для него налоговые последствия лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ».
Схожая позиция прозвучала, например, в Постановлении АС Московского округа от 25.02.2015 по делу № А40-76469/14:
«… судами признаны необоснованными выводы налогового органа о неправомерности отнесения заявителем спорных затрат на расходы по налогу на прибыль в связи с нарушением отраслевого законодательства, поскольку налоговое законодательство не устанавливает такого основания в качестве отказа в принятии налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
 
При этом отметим, что в подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ отсутствует указание на то, что приобретеаемые маски должны соответствовать стандартам для включения их стоимости в состав расходов.
Таким образом, считаем, что расходы на приобретение масок, в том числе “самосшитых”, могут учитываться в составе расходов по налогу на прибыль на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
При этом полагаем, что риск спора с налоговыми органами по поводу соответствия масок ГОСТам и иным стандартам является незначительным.
 

Дезинфицирующие средства

Что касается дезинфицирующих средств, то приложением 3 к письму Роспотребнадзора от 11.04.2020 № 02/6673-2020-32 установлено:
“После использования маски помещают в полиэтиленовый пакет, который герметично закрывают. Ватно-марлевые маски после использования следует кипятить в мыльном растворе 15 минут. После полоскания в проточной воде и высушивания возможно ее повторное использование.
В течение смены необходимо обрабатывать руки в перчатках антисептиками (не менее 75% этилового спирта или не менее 70% изопропилового спирта по массе в составе средства) после каждого контакта с людьми, вещами и предметами, индивидуального и общественного пользования. Необходимо избегать прикосновений руками в перчатках к лицу, губам, глазам. После снятия перчаток кожу рук обрабатывают антисептиком”.
 
Письмом Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" отмечено следующее:
“Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.
 
Письмом Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5225-2020-24 "О проведении дезинфекционных мероприятий" установлено:
“Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основе анализа отечественного и зарубежного опыта проведения мероприятий по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции, в дополнение к инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32), а также других рекомендаций по проведению дезинфекционных мероприятий, сообщает о возможности использования для проведения дезинфекции поверхностей, наряду с рекомендованными ранее средствами, гипохлорита кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору; кроме того, для поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70%.
Для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов”.
 
Иными словами, письмами Роспотребнадзора установлены только необходимые концентрации химических элементов, содержащихся в дезинфицирующих средствах, однако в них не устанавливается обязанность соответствия дезинфицирующих средствах каким-либо ГОСТам, например ГОСТу Р 56990-2016 Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности.
В тоже время, продавец покупателю может предоставить только Декларацию о соответствии, где будет отражено, что товар (дезинфицирующее средство) соотвествует определенному ГОСТу/ требованиям.
Однако такое требование (соответствие ГОСТу/стандартам) отствует как в НК РФ, так и в Письмах Роспотребнадзора.
 
Таким образом, считаем, что расходы на приобретение дезинифицирующих средств (влажных салфеток, моющих средств и пр.) могут учитываться в составе расходов по налогу на прибыль на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ без наличия каких-либо сертификатов.
 
Следует отметить, что обоснованием приобретения медицинских и гигиенических средств будут являться в данном случае распоряжения Правительства РФ, Министерства здравоохранения, Санэпиднадзора, Роспотребнадзора (например, вышеприведенное письмо), а также иных органов региональной власти и местного самоуправления. Также необходимо указанные расходы закрепить во внутренних локальных нормативных актах организации (приказ, распоряжение руководителя).