Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Об оплате нерабочих дней

15.04.2020

 

Описание ситуации:Организация, начиная с 06.04.2020 года, приняла решение о возобновлении работы дистанционно. Однако часть работников не могут выполнять свои функции дистанционно, например, водители, курьеры. При этом часть водителей будет работать в офисе, а часть водителей и курьер не будут выполнять свою трудовую функцию.
 
Вопрос:Каким образом производить оплату сотрудникам, которые не будут работать?
Что ставить в табеле учета рабочего времени, и можно ли эту выплату признать в целях налога на прибыль?
 
Ответ:
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 4 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
 

В п. 2 Указа сказано:

 «Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
4. Настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ  исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ».
 
Таким образом, по нашему мнению, из положений Указа Президента РФ следует, что органы государственной власти субъекта РФ вправе приостановить (ограничивать) деятельность отдельных организаций, и вправе определять организации, на которых не распространяется действие Указа Президента РФ (т.е. те организации, которые вправе работать в соответствующий период - с 4 по 30 апреля 2020 г.).
 
В Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в ред. от 05.04.2020 г.) сказано:
«4. Организации и индивидуальные предприниматели в период действия режима повышенной готовности вправе не ограничивать осуществление своей деятельности на территории города Москвы, за исключением случаев, установленных настоящим указом, а также решениями Президента РФ и (или) иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых не был установлен запрет на их посещение гражданами, обязаны обеспечить:
4.1. Соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, требований, установленных пунктами 9 и 10.2 настоящего указа (в том числе в части соблюдения социального дистанцирования и дезинфекции).
4.2. Принятие решений об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам):
- не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей;
- подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
- в отношении которых соответствующим решением Президента РФ установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.
4.3. Представление в электронном виде сведений о количестве работников, в отношении которых были приняты решения, указанные в пункте 4.2 настоящего указа (без персональных данных), в том числе о видах осуществляемой деятельности и месте ее осуществления (с указанием соответствующего кода адреса из Федеральной информационной адресной системы), на адрес электронной почты orga№izatio№_size@mos.ru по форме согласно приложению 3 к настоящему указу. Консультации по вопросам представления указанных сведений осуществляются по телефону +7 495 870-72-98».
Из вышеизложенного делаем вывод, что если деятельность организации прямо не приостановлена Указом Президента РФ, Указом Мэра г. Москвы, и в отношении нее не был установлен запрет на их посещение гражданами, то она вправе не ограничивать свою деятельность при условии выполнения установленных в Указе Мэра условий (соблюдение санитарных требований и т.д.).
Из положений этого же Указа Мэра г. Москвы следует, что, например, приостановлена:
«3.2.1. Работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов.
3.2.2. Работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
3.2.3. Работа салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки, а также услуг, оказываемых на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности».
В связи с изложенным полагаем, что если деятельность организации не приостановлена в силу Указов Президента РФ, Указов Мэра г. Москвы, и не установлен запрет на ее посещение гражданами, то она вправе работать в период с 4 по 30 апреля 2020 г. при условии выполнения указанных в Указе Мэра предписаний.
При этом в силу того же Указа Мэра организация должна сама определить количество работников, которые будут у нее трудиться дистанционно, в очном режиме и в отношении которых установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы (т.е. они не будут трудиться но за ними будет сохранена заработная плата) и представить соответствую информацию в мэрию.
 
Устно пояснено, что водители заявлены в отчетности в графе 8 как работники, не подлежащие переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении функционирования организации.
Иными словами, водители должны приходить на рабочее место и выполнять свою трудовую функцию в обычном режиме. Соответственно, за выполненную работу водители должны получать заработную плату в обычном порядке исходя из существующей в организации системы оплаты труда.
При этом полагаем, что не имеет значения тот факт, что непосредственно поездки на автомобилях водители будут выполнять не ежедневно, а только в определенные дни недели (когда они случатся, работодатель заранее не знает). В любом случае время нахождения их в организации будет признаваться рабочим временем.
Так, в п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15) сказано:
« Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ».
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации водители должны получать заработную плату за отработанные дни в общем порядке. Тот факт, что путевые листы будут оформлены не за каждый рабочий день, не ставит под сомнение экономическую обоснованность выплаченной им заработной платы за соответствующий период, поскольку в табеле рабочего времени будут стоять коды, подтверждающие их явку на работу и количество отработанного времени.
 
Что касается вопроса о возможности объявления указанным водителям простоя.
Простой - временная приостановка работы по вине работодателя, работника или по независящим от них причинам (Письмо Минтруда от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).
Ситуация, когда в силу сложившихся обстоятельств некоторые работники не могут быть обеспечены постоянной работой, например, водители, поскольку те, кого они возили, работают из-за эпидемии дистанционно, формально является простоем.
Простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников структурного подразделения или организации.
В то же время, о простое возможно вести речь, когда работы у сотрудника нет совсем. В рассматриваемой же ситуации работа у водителей есть, но ее не так много, как обычно, и, более того, сам работодатель заранее не знает, когда необходимость в такой работе возникнет.
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, исключают возможность объявления простоя в подобной ситуации. Более того, представляется, что это не устроило бы и самого работодателя.
Здесь было бы правильнее вести речь о неполном рабочем времени, когда работы мало, однако работодатель сам не знает, когда и в какое время работник ему понадобится для выполнения трудовой функции. В связи с чем введение режима неполного рабочего времени здесь также невозможно.
 
Более того, исходя из Указа Мэра г. Москвы возможность простоя во время нерабочего периода даже у работающей организации вызывает вопросы.
С одной стороны, положения ТК РФ (ст. 72.2., 157 ТК РФ) никто не отменял и возможность объявления простоя с соответствующей оплатой при полном отсутствии работы в работающей организации, по нашему мнению, существует.
С другой стороны, Указом Президента РФ период с 3 апреля по 30 апреля 2020 г. объявлен нерабочими днями с сохранением заработной платы. Кроме того, из п. 4.2 Указа мэра г. Москвы следует, что в организации, которая может продолжать свою деятельность в период с 4 по 30 апреля 2020 г. в силу п. 4 этого же Указа, возможно только 3 категории работников: те, кто трудится очно, т.е. в офисе, кто трудится дистанционно и те, кто не трудится, но за ними в силу Указа Президента РФ сохраняется заработная плата.
О возможности иных форм отношений с работниками в такой организации речи, судя по всему, не идет.
В связи с чем полагаем, что тем работникам, которые по распоряжению работодателя не трудятся в силу определенных причин (водители, курьер) в период действия Указа Президента все же безопаснее сохранять полную заработную плату. Коды учета такого времени в табеле учета рабочего времени должны быть разработаны и утверждены самой организацией.
 
Что касается вопроса об учете указанных расходов.
В п. 1 ст. 252 НК РФ сказано:
«Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».