Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

О переносе срока по уплате налогов по Постановлению Правительства от 02.04.2020 № 409

15.04.2020

Описание ситуации:Общество является предприятием, осуществляющим реализацию социально значимых товаров по ставке, указанной в п. 2 ст. 164 НК РФ. За последние 2 налоговых периода реализация данных товаров составила более 30% совокупной суммы реализации товаров.
По итогам Iквартала 2020 года у предприятия уменьшения выручки от основного вида деятельности нет. Но получен убыток. По итогам 2019 года убыток отсутствует.
 
Вопросы:При указанных обстоятельствах возникает ли у Общества право на отсрочку по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов в соответствии с подпунктом «г» пункта 11 Постановлением № 409 от 02.04.2020?
В Перечень предприятий, пострадавших от пандемии, организация не входит, системообразующим или градообразующим предприятием не является.
 
Ответ:Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» утверждены правила получения отсрочки (рассрочки) по

уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее – Правила № 409).

Согласно п. 1 Правил № 409 отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена следующим субъектам:
 
1) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Перечень таких сфер утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
 
2) стратегическим, системообразующим и градообразующим предприятиям, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, но не осуществляющим деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Для целей применения Правил № 409 перечисленные субъекты признаются заинтересованными лицами.
 
Таким образом, перечень отнесенных к заинтересованным лицам организаций, которые вправе в соответствии с Правилами № 409 получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, является закрытым и состоит из 4-х позиций:
1)              лица, осуществляющие деятельность в сферах, наиболее пострадавших …, по перечню Правительства РФ
и – по особому решению Правительства -
2)              стратегические организации,
3)              системообразующие организации
4)              градообразующие организации организации,
 
Далее положения п. 11 Правил № 409 предусматривают критерии и сроки предоставления отсрочки заинтересованным лицам. Одним из критериев предоставления отсрочки является снижение доходов стратегических, системообразующих, градообразующих организаций или организаций, реализующих социально значимые товары (услуги).
Для целей п. 11 Правил № 409 под организациями, реализующими социально значимые товары (услуги), понимаются организации, у которых за последние два налоговых периода сумма реализации товаров (услуг) по ставке, указанной в п. 2 ст. 164 НК РФ, составляет более 30 процентов совокупной суммы реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав (п. 13 Правил № 409).
В связи с этим следует отметить низкое, на наш взгляд, качество нормотворческой техники текущего, «антивирусного» периода вообще и Правил № 409 в частности.
По нашему мнению, невключение продавцов социально значимых товаров и услуг в число заинтересованных лиц (то есть в «общую» норму п. 1 Правил), но их упоминание в «специальном» п. 11, регламентирующем суммовые критерии предоставления отсрочки, позволяет предположить, что «социально значимых» продавцов просто забыли упомянуть в п. 1 Правил № 409.
На наш взгляд, данное обстоятельство является очевидной неясностью и противоречием законодательства о налогах и сборах. Напомним, что в силу п. 7 ст. 3 НК HФ такие неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Исходя из данного принципа мы склонны утверждать, что организации, реализующие социально значимые товары (услуги) и потерпевшие указанное в п. 11 Правил снижение доходов, также вправе претендовать на получение отсрочки уплаты налогов и взносов.
 
Однако организации следует понимать, что в силу пп. 5-7 Правил № 409 отсрочка по уплате налогов в рассматриваемой ситуации предоставляется по общим правилам ст. 61-64 НК РФ (за некоторыми исключениями), а принимающим решение органом является налоговый орган по месту нахождения заинтересованного лица.
Полагаем, что с высокой долей вероятности вышеупомянутый дефект юридической техники (если Правительство РФ не исправит его в ближайшее время) будет использован налоговыми органами для формального отказа продавцам социально значимых товаров в предоставлении отсрочек по уплате налогов.
Предвидим, что позиция налоговых органов может быть примерно следующей: «из буквального системного толкования п. 1 и 11 Правил № 409 следует, что для получения отсрочки организации, реализующие социально значимые товары (услуги), должны осуществлять деятельность в «пострадавших» сферах; в иных случаях таким организациям не может быть предоставлена отсрочка».
И то, что подобный формальный подход оставляет в числе таких заявителей (и пострадавших, и «социально значимых») только лишь авиакомпании, налоговую службу, вероятнее всего, смущать не будет.
С учетом изложенного полагаем, что разработчики Правил № 409 подразумевали предоставление права на отсрочку уплаты налогов лицам, аналогичным Обществу.
Однако, вероятнее всего, буквальное толкование Правил № 409 позволит налоговому органу занять иную позицию, и до внесения соответствующих изменений в п.1 Правил № 409 спорить с такой позицией с юридической точки зрения будет довольно сложно.