О налоговом учете средств, полученных от ФСС для компенсации расходов на санитарно-курортное лечение работников
4.12.2019
С 28 января 2019 года, на основании приказа Минтруда РФ от 03.12.2018 № 764н, вступили в силу изменения в «Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Правила), согласно которым страхователю предоставлено право увеличить объем финансирования до 30% от суммы исчисленных за предыдущий календарный год страховых взносов на санаторно-курортное лечение работников «предпенсионного» возраста, работающих пенсионеров и работников, имеющих право на «досрочную» пенсию (далее – работники «предпенсионного возраста»).
В связи с этим ООО «Лютик» (далее по тексту – Общество) до 01.08.2019 подано заявление в территориальное отделение ФСС РФ по N-ской области (по месту регистрации Общества) о финансовом обеспечении предупредительных мер на приобретение путевок в 2019 работникам
«предпенсионного» возраста (основание - пп. «н» п.3, п. 4 Правил).Территориальным органом ФСС РФ принято положительное решение о финансовом обеспечении предупредительных мер на приобретение Обществом указанных выше путевок в 2019 г.
Затраты на приобретение указанных выше путевок Общество не включает в состав подлежащих налогообложению расходов на основании п.29 ст. 270 НК РФ.
Вопросы:
1) Относится ли финансирование путевок на санаторно-курортное лечение работников «предпенсионного возраста» за счет средств ФСС РФ к субсидиям из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение ранее понесенных затрат (субсидия на компенсацию расходов)?
2) Если ответ на предыдущий вопрос положительный, вправе ли Общество не включать в состав внереализационных доходов стоимость указанных выше путевок согласно абз. 26 пп. 14 п.1 ст. 251 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.2019г. на основании Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части I и IIНК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах»?
Ответ[1]:
1. В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
При этом п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) предусмотрена выплата субсидий не только физическим лицам, но и коммерческим организациям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. БК РФ такие субсидии могут предоставляться из федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ. К последним относится Фонд социального страхования (ФСС), средства которого, формируемые за счет страховых взносов работодателей и граждан, направляются, кроме всего прочего, на оплату путевок работникам и их детям в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ (ст. 7, абз. 3 ст. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О ФСС РФ")
В соответствии с пп. «н» п. 3 «Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила), финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат также расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, компенсация страхователю из средств ФСС оплачиваемых им путевок на санитарно-курортное лечение работников «предпенсионного возраста» отвечает всем признакам «государственной субсидии»:
- предусмотрена законом;
- осуществляется за счет бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
- носит целевой социальный характер: представляет собой оплату расходов организации на оказание отдельной категории своих работников социальной услуги.
2. Что касается порядка учета вышеуказанной субсидии, то в соответствии с абз. 26 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ).
В предусмотренный ст. 270 НК РФ перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, включены (п. 29), затраты организации на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено п. 24.2 ст. 255 НК РФ.
Таким образом, если расходы организации по оплате путевок не относятся к расходам на оплату труда и в соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются для целей исчисления налога на прибыль, то субсидии, полученные организацией на покрытие таких расходов из средств ФСС, на основании абз. 26 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не образуют внереализационный доход, учитываемый при налогообложении прибыли.
[1] По состоянию законодательства и практики на октябрь 2019 года.