10 вопросов про сбор пожертвований на оказание помощи бездомным животным (консультация)
10.06.2019
В нашу компанию "Налоги и финансовое право" обращаются разные люди и компании. Да, мы специализируемся на налоговых вопросах для крупных компаний, однако и проблемы из других секторов экономики нам не чужды.
А недавно к нам обратилось общественное движение "Котошеф" с интересными вопросами, и мы не смогли оставить тех, кто заботится о животных без нашего содействия.
Описание ситуации: В соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 11.08.1995 под определением благотворительной деятельности подразумевается бескорыстное оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Помощь может быть выражена в предоставлении денежных сумм, в бесплатном обслуживании, в передаче продовольственных и иных товаров в дар, в выполнении работ за свой счет. В этом же нормативном акте указаны цели благотворительной деятельности в абз. 11 п. 1 ст.2: Помощь в охране окружающей среды и защите животных.
Однако, по мнению контролирующих органов (Письмо ФНС России от 10.07.2012 № ЕД-4-3/11325) подобные доходы не облагаются налогом:
А недавно к нам обратилось общественное движение "Котошеф" с интересными вопросами, и мы не смогли оставить тех, кто заботится о животных без нашего содействия.
Описание ситуации: В соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 11.08.1995 под определением благотворительной деятельности подразумевается бескорыстное оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Помощь может быть выражена в предоставлении денежных сумм, в бесплатном обслуживании, в передаче продовольственных и иных товаров в дар, в выполнении работ за свой счет. В этом же нормативном акте указаны цели благотворительной деятельности в абз. 11 п. 1 ст.2: Помощь в охране окружающей среды и защите животных.
Вопрос 1: Имеют ли право физические лица вести благотворительный сбор на адресную помощь бездомным животным?
Ответ: Сбор пожертвований на оказание помощи бездомным животным является одной из форм благотворительной деятельности, которая попадает под действие Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Что касается возможных организационно-правовых форм сбора пожертвований, то ситуация следующая.
Первая, основная и более всего понятная форма сбора пожертвований - через некоммерческую организацию (НКО), о чем непосредственно указывается в
Федеральном законе № 135-ФЗ.
Федеральном законе № 135-ФЗ.
Что касается сбора пожертвований физическими лицами, то здесь ситуация сложнее. Какого-либо прямого запрета для физических лиц на сбор пожертвований на благотворительные цели закон не содержит.
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Поэтому благотворитель должен знать на какие цели он отдает деньги, а лицо, осуществляющее сбор средств должно использовать их на указанные благотворителю цели. Под соблюдением указанных требований подразумевается, к примеру, публикация отчетов о сборах и расходовании собранных средств по целевому назначению.
Более того, и Федеральный закон № 135-ФЗ и ст. 582 ГК РФ указывают физических лиц.
Однако нигде в законодательстве нет четких положений о том, в каком порядке тот или иной гражданин может осуществлять сбор (привлечение) денежных средств от третьих лиц в целях использования их для осуществления той или иной благотворительной деятельности.
Нет никаких положений о том, как организационно должно действовать такое физическое лицо (регистрация, отчетность и т.д.), если оно на системной основе занимается сбором средств на те или иные благотворительные нужды.
В самом Федеральном законе № 135-ФЗ об этом не указывается.
С одной стороны в п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ указано, что граждане вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
С другой стороны, в ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ указывается, что под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.
Иными словами, Федеральный закон в качестве основной формы благотворительной деятельности предусматривает деятельность через «организацию».
Как правило, физическое лицо инициативно объявляет себя в интернете (иногда даже в СМИ) сборщиком денежных средств /или имущества, указывая при этом свой банковский счет (номер банковской карты). Иногда человек готов принимать денежные средства наличными.
Да, такое возможно. И формально не будет противоречить закону. Однако, в связи с правовой неурегулированностью подобной деятельности, на практике у такого лица возникнет множество проблем.
1) Физическое лицо, собирающее (привлекающее) денежных средства от третьих лиц должно обосновать и доказать, что оно не осуществляет предпринимательскую деятельность;
2) Для этого лицу необходимо вести документальный учет как поступающего имущества, так и своих расходов на благотворительные цели;
3) Вопросы к такому лицу могут возникнуть у:
А) налоговых органов (их заинтересуют вопросы налогообложения поступающих денежных средств);
Б) банков – потребуется обоснование характера деятельности получателя и природы поступивших средств;
В) правоохранительных органов – если у них возникнут подозрения (которые могут быть инициированы обращениями к ним) в мошеннических действиях.
Поэтому, подводя итог нашему анализу, можно ответить следующим образом:
1) Физическое лицо, конечно, может осуществлять деятельность на привлечение денежных средств для благотворительной защиты бездомных животных, но будут проблемы в связи с необходимостью обоснования.
2) Решать эти проблемы физическому лицу будет трудно – потребуются все чеки, справки, документы, подтверждающие целевое использование средств и доказывающие отсутствие систематического извлечения прибыли.
3) Если планируется регулярное получение денежных средств, для системной и целенаправленной деятельности по оказанию помощи бездомным животным рекомендуем создать «нормальную» благотворительную организацию – зарегистрировать некоммерческую организацию в соответствии с требованиями законодательства.
Вопрос 2:Облагаются ли налогом собранные средства? Не изменилось ли ничего в текущий момент касаемо этого момента в законодательстве?
Согласно пояснениям из вашей статьи:
“Согласно ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц, полученные в виде благотворительной помощи (или безвозмездно):
- доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 18.1 ст. 217 НК РФ);
Остальные виды оказанной благополучателям благотворительной помощи в виде передачи им денежных средств подлежат обложению НДФЛ.
“Согласно ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц, полученные в виде благотворительной помощи (или безвозмездно):
- доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 18.1 ст. 217 НК РФ);
Остальные виды оказанной благополучателям благотворительной помощи в виде передачи им денежных средств подлежат обложению НДФЛ.
При этом хотелось бы особо отметить норму п. 18.1 ст. 217 НК РФ, в которой в качестве исключения указаны случаи дарения недвижимости, транспортных средств, акций, долей, паев и содержится пометка «если иное не предусмотрено настоящим пунктом».
Иное предусмотрено в абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ. В нем говорится о том, что «доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, «если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ».
Данная формулировка затрудняет смысл нормы п. 18.1 ст. 217 НК РФ, поскольку при дословном прочтении норма понимается так, что не облагаются НДФЛ только доходы, получаемые налогоплательщиками в порядке дарения от близких родственников и членов семей.
Иное предусмотрено в абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ. В нем говорится о том, что «доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, «если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ».
Данная формулировка затрудняет смысл нормы п. 18.1 ст. 217 НК РФ, поскольку при дословном прочтении норма понимается так, что не облагаются НДФЛ только доходы, получаемые налогоплательщиками в порядке дарения от близких родственников и членов семей.
Однако, по мнению контролирующих органов (Письмо ФНС России от 10.07.2012 № ЕД-4-3/11325) подобные доходы не облагаются налогом:
«необходимо учитывать, что абзац 2 рассматриваемого пункта Кодекса относится только к тем случаям, когда предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи.
Доходы в виде иного имущества и имущественных прав, не относящихся к указанному списку, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению в целях главы 3 Кодекса независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками».
Таким образом, у физического лица — благополучателя доход в виде денежных средств, полученных в качестве благотворительной помощи от других физических лиц, не облагается НДФЛ.”
Ответ: В контексте вопроса речь идет о собранных на счете физического лица средствах с целью адресной помощи бездомным животным.
Денежные средства, полученные физическим лицом в общеполезных целях, не обусловленных обязанностью по осуществлению какого-либо встречного предложения (предоставления товаров, услуг и т.п.) могут рассматриваться как доход, полученный в результате дарения и не подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Пожертвования в соответствии со статьей 582 ГК РФ, имеют общеполезную цель, и согласно пункту 18.1 статьи 217 НК РФ физическое лицо не выплачивает по ним НДФЛ.
Дополнительно хотели бы отметить, что по мнению Минфина доходы в виде благотворительной помощи, оказываемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 27.03.2017 № 03-04-05/17479).
Вопрос 3:
Как определить цель поступлений для Банка, чтобы сбор не попал под статью «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Есть ли зависимость от размера сумм переводов? Нужно ли делать пометки при переводе - в графе «Назначение платежа» и указывать: «Средства направлены на благотворительные цели», как это интерпретируется Банком?
Ответ: Если организация получает средства на благотворительную деятельность в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, то это может называться благотворительным пожертвованием, во всех остальных случаях, поступления, соответствующие определению ГК РФ будут являться просто пожертвованиями (статья 582 ГК РФ), а учитывая отсутствие НКО - в назначении платежа следует указать «Пожертвования», однако законодательно не запрещено указывать в назначении платежа фразу «на благотворительные цели» и указывать адресного получателя. Возможно напрямую задать вопрос в Банк для минимизации рисков. Статья 582 ГК РФ определяет порядок сбора пожертвований, но не даёт для этого никаких обоснований. Ссылаться на данную статью можно только в том случае, если имеются документы, и есть возможность доказать именно сбор пожертвований.
Статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, соответственно, необходимо следить за непревышением указанной суммы на счете. В соответствии с Правилами внутреннего контроля конкретного Банка, требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ,служба финансового мониторинга Банка вправе признать подозрительной операцию по счету на любую сумму.
Вопрос 4: Необходимо ли волонтеру указывать данные переводы в декларации о доходах? Если да - какую верную формулировку стоит выбрать?
Ответ: Подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком, в данной ситуации волонтер уплату пожертвований не осуществляет. Сбор пожертвований на оказание помощи бездомным животным не является доходом в связи с целевым назначением, соответственно в декларацию о доходах не включается.
Вопрос 5:Как подтвердить налоговой службе, что данные средства не являются доходом, а направляются по назначению на благотворительные цели?
Ответ:
Документами в их совокупности - чеками, справками, актами приема-передачи, подтверждающими фактическое целевое использование средств и адресную помощь бездомным животным, назначением платежа при переводах. Допустимо представление письменных пояснений и свидетельских показаний, подтверждающих адресность помощи и благотворительные цели, реальность благотворительной деятельности.
Вопрос 6:
Имеет ли право налоговая служба делать проверку счетов физических лиц? На основании чего они делают такую проверку? Им поступает подозрительная информация из Банка? Или подобную проверку осуществляет Росфинмониторинг?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии/закрытии счетов физических лиц, об изменении реквизитов счета. Кроме того, по мотивированному запросу налогового органа, банки должны предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 86 НК РФ).
Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках налогоплательщика налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц. К примеру, гражданин направил заявление о получении налогового вычета, не имея официального дохода, в этом случае налоговый орган может заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика. Такие сведения могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа - Управления ФНС России по субъекту РФ или руководства ФНС России.
Данные ФНС и Росфинмониторинг получают из кредитных организаций.
Вопрос 7:
Достаточно ли волонтеру при запросе налоговой службы предоставить все чеки и документы, которые были направлены на помощь животному?
Ответ:
Мы считаем, что в данной ситуации достаточно, так какиного официального обоснования в подтверждение адресной помощи бездомным животным нет. Рекомендуем вместе с документами предоставить в налоговый орган письменные пояснения о причинах осуществления сбора денежных средств физическим лицом, целевое назначение сбора пожертвований, адресность благотворительной помощи. При наличии возможности - предоставить свидетельские показания.
Вопрос 8:
Сбор необходимо вести всегда на отдельную карту?
Ответ:
Важен счет, а не карта. Карт, привязанных к счету, может быть несколько, однако во избежание вопросов контролирующих органов корректно вести речь об одной карте. Для сбора пожертвований на оказание помощи бездомным животным лучше открыть отдельный счет, назначение платежа поступлений на счет должно быть одинаковым, соответствующим целевому назначению.
Вопрос 9:
Какие риски возникают для волонтера при осуществлении сбора (блокировка карты, счета)? По каким критериям блокируют счет, а когда только карту? Не возникает ли у волонтера дополнительных рисков во время блокировки чужих средств, которые были направлены на благотворительные цели?
Ответ:
Карта - это один из инструментов доступа к счёту и её блокировка не ограничивает работу с самим счётом. Если банк усомнится в деятельности физического лица, то затребует документы, подтверждающие цели и источники поступления денежных средств. Даже если физическое лицо собирает средства на Яндекс Деньги, Qiwi, WebMoney, а затем переводит на свой расчётный счёт, это всё равно может вызвать у банка подозрение, и тогда счёт будет заблокирован. Налоговый орган может посчитать, что физическое лицо ведёт незаконную предпринимательскую деятельность (фриланс, самозанятость). После чего также потребуется объяснить источники доходов, отсутствие регистрации ИП и неуплату налогов.
Карту могут заблокировать.
Служба финансового мониторинга банка может посчитать подозрительным большое количество мелких переводов на счет физического лица и заблокировать карту. Основание – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Блокировка может произойти, если на таком счету скопится более 600000 рублей (статья 6 указанного закона).
Существуют и другие критерии, по которым сбор на карту могут счесть подозрительным. Например, достаточно одного перечисления денег в любом количестве от физического лица, которое находится в черном списке Росфинмониторинга, и карту заблокируют. Чтобы ее разблокировали, придется представить в банк документы по всем операциям за определенный период. То есть потребуются документы по каждому переводу на карту. Пока сотрудник банка их не изучит и не примет решение о разблокировке, использовать деньги для оказания благотворительной помощи будет невозможно. Процесс может занять несколько месяцев. Кроме того, есть риск электронного мошенничества, можно даже не узнать об этом. В любом случае сбор денег на частную карту может вызвать претензии со стороны налоговых органов, так как формально любые поступления на частную карту можно расценить как доход. Соответственно, нужно будет уплатить НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Выписка со счета не поможет налоговому органу установить, что эта сумма не является доходом. Поэтому от владельца карты вполне могут потребовать заплатить налог и штраф, данное требование возможно обжаловать, но риск есть.
Причины блокировки счета:
Подозрительные действия:
Единого списка критериев нет, но из практики можно обозначить такие причины поведения клиента, которые могут насторожить банковские организации:
Если счет блокируется из-за сомнительной оплаты в Интернете (например, перечисление анонимному источнику или на электронный кошелек), а сумма небольшая (обычно достаточно звонка в банк, чтобы средства разморозили);
Совершение крупных переводов с анонимных кошельков или, напротив, отправление средств на анонимные кошельки электронных платежных систем (в том числе на Qiwi);
Получение переводов в сутки на сумму более 600000 рублей, причем общее число переводов значения не имеет;
Получение крупной суммы с последующим ее обналичиванием в тот же день;
Работа с контрагентами, зарегистрированными в оффшорной зоне;
Получение крупного валютного перевода с иностранного банка.
Причиной блокировки могут стать и другие действия, например, активность на счете, который долгое время не использовался – вдруг человек вспомнил, что у него есть карта и решил ею пользоваться.
Действия по обеспечению финансовой безопасности физического лица, например:
Активное снятие наличных в разных банкоматах;
Неверное введение ПИН-кода;
Использование карты за рубежом.
В этих случаях Банк предполагает, что доступом к счету или карте завладели злоумышленники и защищает своего клиента. Чтобы разблокировать средства в таком случае достаточно подтвердить, что все операции выполняет владелец счета.
Дополнительных рисков во время блокировки чужих средств, которые были направлены на благотворительные цели, не возникает по той причине, что средства уже зачислены на карту и градаций принадлежности не производится.
Вопрос 10:
Существуют ли ограничения по срокам, в которые необходимо потратить собранную сумму (например, если сбор идет долго)?
Ответ:
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. По физическим лицам закон запрета не содержит, соответственно, возможно применение аналогии закона.