Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

А.В.Брызгалин "Решение Верховного Суда РФ о праве территориальных налоговых органов проверять цены в неконтролируемых сделках"

18.03.2016

Публикую резонансную новость из «Финансово-правового бюллетеня» (№ 010-2016). Как указывалось в прошлом номере «Финансово-правового бюллетеня» (№ 009-2016) Верховный Суд РФ 1 февраля 2016 г., своим Решением от 01.02.2016 № АКПИ15-1383, поддержал позицию ФНС и Минфина о том, что территориальные налоговые органы вправе проводить проверки цены для целей налогообложения даже если сделка не является контролируемой. В настоящее время текст решения опубликован на сайте Верховного Суда РФ (см. здесь). 

Комментарий: Ознакомившись с текстом Решения, испытываешь чувство глубокого разочарования. Мало того, что Суд, отказал в удовлетворении административного иска сугубо по формальным основаниям, так еще и по тексту просто чувствуется, что Судья не хотел не то что «выносить судебный акт», а «не хотел принимать решения» (а это разные вещи) Ведь административный заявитель поставил вопрос достаточно четко: «Вправе ли территориальные налоговые органы проверять цены для целей налогообложения в неконтролируемых ценах, ссылаясь при этом на письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145?» И ведь в письме действительно, черным по белому написано, что территориальные налоговые органы так поступать могут.  В ответ же мы услышали от Суда примерно следующее: «Да это письмо и не письмо вовсе, да оно и о другом написано, да вы, заявитель, все не так поняли». Виртуозно лавируя между процессуальными нормами и обтекаемыми формулировками, Суд отказал административному заявителю, но так и не ответил по существу содержания обжалуемого положения. Получилось так, ответа на вопрос нет, но, тем не менее, письмо пусть останется.  Суд сыграл в игру «да и нет не говорить, «белое» и «черное» не называть» и, что самое интересное – выиграл. В конце концов Судья даже немного запутался, указав, что обжалуемое положение «не оказывает общерегулирующего воздействия на налоговые правоотношения», тем не менее, рассмотрел спор по существу по правилам КАС об обжаловании нормативных актов (гл.21 КАС РФ).  В сухом остатке Судья поддержал Минфин и позицию о том, что территориальные налоговые органы вправе проверять обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

При этом логика рассуждения Суда (уж позвольте мне попытаться её смоделировать) примерно следующая: 1) есть два вида контроля – налоговый контроль за ценами по правилам раздела V.1 НК РФ, а есть налоговый контроль по выявлению необоснованной налоговой выгоды, который может проводиться территориальными налоговыми органами в рамках камеральных и выездных налоговых проверок; 2) необоснованная налоговая выгода может достигаться множеством способов, в т.ч. посредством «манипуляции с ценами», но это совершенно другой и самостоятельный случай, который никак не взаимоувязан с конкретным и специфичным видом такого налогового контроля как «налоговый контроль за контролируемыми сделками»; 3) раздел V.1 НК РФ не имеет монополии на контроль за «ценами для целей налогообложения» как таковыми, поэтому цены в рамках ВНП и КНП могут так же проверяться на общих основаниях.

Тут Суд изящно даже как бы дополнил п.1 ст.82 и ст.87 НК РФ положением о том, что налоговые органы вправе не только осуществлять посредством выездных и камеральных проверок налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, но и «в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов», хотя такого положения ни в п.1 ст.82 ни в ст.87 НК РФ и нет вовсе. Но, наверное, по мнению Суда, эти положения там как-то незримо присутствуют.  Некоторые мои коллеги настроены оптимистично и говорят, что «Суд все-таки сказал, сказал»…

Друзья мои, Суд ничего не сказал, он просто процитировал норму о том, что «налоговый контроль за ценами по разделу V.1 проводит ФНС», так об этом никто и не спорил. А вот что касается налоговых проверок других ценовых параметров для целей налогообложения, здесь Суд никакой крамолы не увидел. 

Таким образом, Суд не сказал, что налоговые органы в данной ситуации ни «могут», ни «не могут», но ответ получился «скорее могут, чем не могут». Нам же пока, остается ожидать обжалования административным заявителем такого Решения и надеяться на то, что вышестоящая инстанция будет более конкретной, чем инстанция первая.