О поддержке малого бизнеса Дальнего Востока
24.03.2025
О высоких пошлинах для малого бизнеса и низких для крупного, или как малый бизнес в суд за равенством ходил.
К нам за помощью обратилась одна небольшая компания с Дальнего Востока, поскольку из-за установленных Правительством условий она утратила возможность сбыта одного из своих товаров. Компания изготавливала топливо для заправки морских судов, а получаемый попутно прямогонный бензин (нафту), который для заправки не пригоден, при отсутствии вблизи российских покупателей отгружала на экспорт.
Борьба Правительства с дефицитом моторных топлив привела к тому, что с 2023 года (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 276 (в редакции Постановлений от 05.10.2023 N 1637, от 15.11.2023 N 1920, от 05.04.2024 № 433)) экспортная пошлина на них и другие нефтепродукты установлена в повышенном размере для всякого, кто не смог переработать больше 1 млн. тонн нефтяного сырья, или у кого не оказалось 450 тыс. тонн прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии при температуре выше 700 градусов Цельсия. Для несправившихся с такими объемами «обычная» экспортная пошлина увеличивается на 50 тыс. руб. за тонну. Для справки: тонна нафты в том периоде стоила 48 тыс. руб. за тонну.
Наш дальневосточный производитель с такими объемами не работал, поэтому как экспорт нафты, так и работа в целом стали для него невозможны. Хранилища быстро заполнились, а гнать нафту покупателям в европейскую часть России далеко и настолько же дорого, как и экспортировать с заградительной пошлиной.
Искренне полагая, что освобождение от повышенных пошлин исключительно крупных производителей означает дискриминацию по имущественному признаку (только у них есть средства на покупку соответствующего оборудования), компания обратилась за защитой в высшую судебную инстанцию – Верховный Суд России.
Два судебных состава (первая и апелляционная инстанции ВС РФ) рассматривали спор, однако и тут победило право сильного.
Для суда оказалось достаточно того, что полномочия по установлению порядка расчета вывозных таможенных пошлин переданы Правительству и льгот для «малого» бизнеса им не предусмотрено. Иными словами, полномочия Правительства в регулировании входящих в его компетенцию вопросов судом признаны фактически неограниченными, а требования других законов, в т.ч. Конституции РФ, о равенстве участников экономических отношений и о запрете дискриминации – не применяющимися для рассматриваемых норм.
Цели же введения пошлин – борьба с дефицитом моторных топлив - очень витиевато были признаны благородными. В судебных актах даже отдельно указано, что Правительство не имело цели поддержать крупный бизнес и подвергнуть дискриминации производителей небольших объемов. Однако что же делать, если результат получился именно такой? И как можно бороться с дефицитом топлива в РФ, если крупнейшие производители не ограничены в возможности его экспорта… На этот вопрос ответ никто не дал.
Прискорбно, но в очередной раз оказалось, что за результат никто ответственности не несет. Компании же получили от Правительства недвусмысленный посыл о том, что поддержка производителей малого и среднего бизнеса, в т.ч. с Дальнего Востока, на самом деле никого не интересует.
Заместитель генерального директора
ГК «Налоги и финансовое право»
по юридическим проектам
Анфёрова О.В.
ГК «Налоги и финансовое право»
по юридическим проектам
Анфёрова О.В.
Фото: www.freepik.com