Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 12-2019
16.01.2020
Группа компаний «Налоги и финансовое право»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ВЕСТНИК
о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
№ 12-2019
(декабрь)
НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ А.В. БРЫЗГАЛИНА
Дорогие друзья! Поздравляю с наступившим 2020 годом!
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
2 декабря Президент подписан два фискально-бюджетных закона
… о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг.
… об изменениях в закон об обязательном соцстраховании на «травматизм»
Президент подписал закон о введении налога для самозанятых в 19 регионах
Перед новым 2020 г. Президент РФ подписал несколько фискальных законов:
… о тарифах страх/взносов «на травматизм» на 2020-2022 гг.
… об освобождении от НДФЛ доходов от микрогенерации
… об освобождении от страх/взносов выплат сотрудникам органов принудительного исполнения
ГОСДУМА И НАЛОГИ
ГосДумой отклонен законопроект о нулевом НДС для внутрироссийских авиаперевозок
ГосДума в 1м чтении приняла проект о стабильных налог/условиях для инвестиций
ГосДумой отклонено несколько налоговых законопроектов:
… о налоговой поддержке резидентов ОЭЗ
… об отмене транспортного налога
В ГосДуму поступил законопроект расходах у плательщиков ЕНВД и ПСН при переходе на УСН
В ГосДуме предложено освободить от налогов права на результаты интеллектуальной деятельности
В ГосДуму поступил проект об исчислении налога по УСН налоговым органом
В ГосДуму внесен проект о переходном периоде для налогоплательщиков, «слетевших» с УСН
В ГосДуму поступил законопроект об электронном документообороте при применении tax-free
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС рассмотрен вопрос об учете расходов ИП при расчете страховых взносов
Верховный Суд предлагает продлить срок на возмещение ущерба по налог/преступлениям
11.12.19 СКЭС рассмотрен спор о таможенной стоимости товара
11.12.19 СКЭС рассмотрено дело о НДС-вычете при приобретении рекламной продукции
ВС признал детей родителей-должников обязанными по их долгам в порядке наследования
ВС пояснил, как представителю подтвердить свое юр/образование в суде
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
РФ ратифицировала Соглашения о прослеживаемости товаров, ввезённых в ЕАЭС
Президент подписал закон о «гонораре успеха» для адвокатов
ГосДума рассматривает закон об изменении раздела имущества супругов
Ключевая ставка Банка России снижена до 6,25% годовых
Внесены изменения в КоАП в части, касающейся предоставления сведений в ПФР
Внесены изменения в закон об индивидуальном учёте в системе ОПС
Правительство приняло директивы по переходу на налоговый мониторинг госкомпаний
ФНС напомнила об изменениях с 2020 г. по налогу на имущество организаций
Установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г.
С 2020 г. изменились коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения
С 01.01.2020 НДФЛ можно оплатить в составе «единого налогового платежа»
С 2020 года меняются правила налогообложения имущества физлиц
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ
КС РФ признал право покупателя на возмещение НДС при покупке ТМЦ у банкрота
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
Права участников амнистии капитала дополнительно защитят
Глобальным корпорациям предложили раскрывать информацию о налогах в разных странах
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ
ЗакСобрание СО приняло 2 налоговых закона
В СО готовятся к действию закона о самозанятых
Губернатор СО подписал 2 налоговых закона
Губернатор СО подписал закон о гос/поддержке инвестиций
Губернатор СО подписал закон о ставках по налогу на имущество организаций
МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
Режим ЕНВД на Дальнем Востоке предлагается оставить
Совет Федерации предлагает Правительству продлить действие ЕНВД
ВС поддержал позицию о праве ИП на УСН уменьшать базу по страх/взносам
НОВОСТИ БУХУЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
С 01.01.20 вводятся новые правила сдачи в ИФНС бух/отчетности и аудит/заключения
Утверждены порядок и форматы представления бухгалтерской отчетности в ГИР БО
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Внесены изменения в закон о валютном регулировании
ФНС обновила регламент надзора за соблюдением валютного законодательства
Президент предлагает смягчить уголовную ответственность за валютные преступления
Внесены изменения в ст.ст. 9 и 12 закона о валютном регулировании
Абонемент на 2020 год
Возможно приобрести годовой абонемент на участие в Курсах повышения квалификации «Налоги и налоговое право».
Абонемент предполагает участие одного из работников предприятия в каждом из Курсов в течение года.
Абонемент оплачивается единовременно до 11 февраля 2020 года за все 3 курса 2020 года.
Стоимость абонемента: 50 000 руб.
Постоянным клиентам предоставляется дополнительная 10% скидка на оплату участия в мероприятиях.
Расписание мероприятий 2020 года
Тема семинара* | Лекторский состав * | Дата проведения** |
Расширенный курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов). Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права. Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок) |
Брызгалин А.В. Гринемаер Е.А. Федорова О.С. Аникеева О.Е. Катанаева Т.В. |
17, 18, 19 февраля |
Расширенный курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов) Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права. Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок) |
Брызгалин А.В. Гринемаер Е.А. Федорова О.С. Аникеева О.Е. |
8, 9, 10 июня |
Расширенный курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов) Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права. Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок) |
Брызгалин А.В. Федорова О.С. Аникеева О.Е. Катанаева Т.В. |
12, 13, 14 октября |
* Окончательная программа и лекторский состав мероприятия формируются за 2 месяца до его начала с учетом последних
изменений в законодательстве. Подробную программу мероприятия можно смотреть на нашем сайте www.cnfp.ru
** возможны изменения дат проведения мероприятий.
Справки и регистрация: (343) 350-12-12, cnfp@cnfp.ru
НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ А.В. БРЫЗГАЛИНА
Дорогие друзья! Поздравляю с наступившим 2020 годом!
От имени всех сотрудников группы компаний «Налоги и финансовое право» я поздравляю всех наших клиентов, партнеров и просто читателей с наступившим 2020 годом и желаю всем здоровья, счастья, удачи и новых успехов!
Вы держите в руках заключительный номер нашего Вестника финансово-правовых новостей, который мы еженедельно издаем с 2018 года.
В прошлом, 2019 году, вышло 12 выпусков Вестника, в которых нашли свое отражение порядка 400 самых значимых и актуальных новостей из мира налогов, финансов, законодательства и судебной практики, аудита, малого бизнеса, валютного регулирования и т.д.
И 2020 год не будет исключением.
Отмечу, что каждый выход нашего Вестника это результат системной работы большого числа высококлассных специалистов группы компаний «Налоги и финансовое право», которые стараются подобрать для своих читателей только самую серьезную и востребованную информацию.
До новых встреч в новом 2020 году!
С уважением,
Руководитель группы компаний
«Налоги и финансовое право»
А.В. Брызгалин
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
2 декабря Президент подписан два фискально-бюджетных закона
… о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 гг.
2 декабря Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Основные характеристики федерального бюджета на 2020 г. определены исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в размере 112 863 миллиарда руб. и уровня инфляции, не превышающего 3 %. Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета составляет 20 379,4 миллиарда руб. (в том числе прогнозируемый объём дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета – 2332,9 миллиарда руб.), общий объём расходов – 19 503,3 миллиарда руб. Профицит федерального бюджета определён в размере 876,1 миллиарда руб.
Кроме того, были подписаны бюджеты внебюджетных фондов. В соответствии с Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда от 02.12.2019 № 383-ФЗ с 1 января 2020 г. на 6,6% будут проиндексированы страховые пенсии, с 1 апреля — социальные. Бюджет Пенсионного фонда России сформирован с дефицитом — общий объем доходов планируется в размере 8,9 трлн рублей, расходов – 9 трлн рублей. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 382-ФЗ доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2020 г. составят 2,367 трлн руб., расходы — 2,369 трлн руб. Бюджет Фонда социального страхования в 2020 . — профицитный. Доходы запланированы в размере 811,6 млрд руб., расходы – 788 млрд руб. (Федеральный закон от 02.12.2019 № 384-ФЗ).
… об изменениях в закон об обязательном соцстраховании на «травматизм»
2 декабря Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон № 413-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 7 и 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральным законом расширяется круг лиц, имеющих право на получение единовременной страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в случае смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Федеральным законом предлагается наряду с детьми застрахованного лица (несовершеннолетними или обучающимися по очной форме обучения), его супругой (супругом), иными родственниками, не работающими и занятыми уходом за нетрудоспособными членами семьи умершего, нетрудоспособными лицами, состоявшими на иждивении умершего, право на получение ежемесячной страховой выплаты предоставить одному из родителей умершего застрахованного лица независимо от того, состоял ли он на иждивении застрахованного лица.
Федеральному закону придаётся обратная сила: его действие в целях защиты прав и законных интересов родителей умершего застрахованного лица будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., за исключением случаев, когда единовременная страховая выплата лицам, имевшим право на её получение, уже произведена.
Президент подписал закон о введении налога для самозанятых в 19 регионах
15 декабря Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
Закон направлен на расширение территории проводимого эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Законом предлагается включить с 1 января 2020 г. в перечень регионов - участников эксперимента еще 19 регионов: г. Санкт-Петербург, Воронежскую, Волгоградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Республику Башкортостан.
По условиям эксперимента гражданин с годовым доходом до 2,4 млн руб., предоставляющий платные услуги и не нанимающий работников, может зарегистрироваться как самозанятый и платить государству при работе с людьми налог по ставке 4%, а при работе с компаниями – налог по ставке 6%.
Перед новым 2020 г. Президент РФ подписал несколько фискальных законов:
… о тарифах страх/взносов «на травматизм» на 2020-2022 гг.
27 декабря Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 445-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Федеральным законом предусматривается сохранение в 2020–2022 гг. действующих в настоящее время тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в зависимости от класса профессионального риска).
… об освобождении от НДФЛ доходов от микрогенерации
27 декабря Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 459-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 части второй НК РФ».
Федеральным законом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, полученные в период до 1 января 2029 г. от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности или ином законном основании.
Кроме того, Федеральным законом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц в виде возмещения, полученного налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
… об освобождении от страх/взносов выплат сотрудникам органов принудительного исполнения
27 декабря Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 460-ФЗ «О внесении изменения в ст. 422 части второй НК РФ».
Федеральным законом освобождаются от обложения страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками органов принудительного исполнения РФ.
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения Госдумой налоговых проектов с 14 по 23 января 2019 года
На пленарном заседании 14 января утвержден проект постановления Государственной Думы № 871857-7 «О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 14 по 23 января 2019 года», согласно которому в январе будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:
-
О проекте федерального закона № 837128-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход") (принят в 1 чтении 17.12.19)
-
О проекте федерального закона № 842639-7 "О внесении изменений в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов" (рассмотрен Советом Государственной Думы 09.12.19)
-
О проекте федерального закона № 859680-7 "О внесении изменения в статью 33335 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты государственной пошлины) (рассмотрен Советом Государственной Думы 16.12.19)
-
О проекте федерального закона № 627514-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)" (рассмотрен Советом Государственной Думы 23.01.19)
-
О проекте федерального закона № 641225-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения размера налогового вычета) (рассмотрен Советом Государственной Думы 18.02.19)
-
О проекте федерального закона № 797659-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения размера налогового вычета) (рассмотрен Советом Государственной Думы 09.10.19)
-
О проекте федерального закона № 459684-7 "О внесении изменения в пункт 21 статьи 154 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о неуменьшении у продавца товара налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму поощрительной выплаты, предусмотренной договором поставки товара) (рассмотрен Советом Государственной Думы 16.05.18, 06.02.19)
-
О проекте федерального закона № 470439-7 "О внесении изменений в часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части применения льгот по налогам и сборам) (рассмотрен Советом Государственной Думы 07.06.18)
-
О проекте федерального закона № 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации" (рассмотрен Советом Государственной Думы 12.09.18)
-
О проекте федерального закона № 581625-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части изменения ставки налога на добавленную стоимость и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) (рассмотрен Советом Государственной Думы 14.11.18, 13.02.19, 01.04.19)
-
О проекте федерального закона № 816244-7 "О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий применения организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, нулевой ставки по налогу на прибыль организаций) (рассмотрен Советом Государственной Думы 16.12.19)
-
О проекте федерального закона № 751335-7 "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей и инвалидов, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране)" (рассмотрен Советом Государственной Думы 17.07.19)
-
О проекте федерального закона № 757476-7 "О внесении изменений в статьи 380 и 406 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении имущества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы) (рассмотрен Советом Государственной Думы 14.10.19)
-
О проекте федерального закона № 798485-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)" (рассмотрен Советом Государственной Думы 09.10.19)
-
О проекте федерального закона № 808174-7 "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации" (о сроках принятия актов законодательства о налогах и сборах) (рассмотрен Советом Государственной Думы 16.10.19)
ГосДумой отклонен законопроект о нулевом НДС для внутрироссийских авиаперевозок
5 декабря в ходе пленарного заседания ГосДумы отклонен законопроект № 715445-7 «О внесении изменений в НК РФ в части изменения налоговых ставок НДС на отдельные виды услуг».
Законопроект предлагал установить ставку НДС в размере 0 % в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения расположены на территории Российской Федерации.
ГосДума в 1м чтении приняла проект о стабильных налог/условиях для инвестиций
10 декабря ГосДумой в первом чтении был принят пакет законопроектов о поощрении инвестиций в РФ, в числе которых законопроект № 828239-7 «О внесении изменений в НК РФ (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности)».
Законопроект предусматривает:
- отсрочку вступления в силу актов налогового законодательства, ухудшающих положение налогоплательщиков - не ранее чем по истечении трех лет со дня официального опубликования актов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
- ст. 5 НК РФ дополняется пунктом 43, содержащим положения об обеспечении неизменности законодательства о налогах и сборах для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
- унификацию порядка применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для резидентов ТОСЭР и резидентов СП Владивосток, с порядком, установленным для участников РИП и СИК.
ГосДумой отклонено несколько налоговых законопроектов:
… о налоговой поддержке резидентов ОЭЗ
12 декабря ГосДумой был отклонен законопроект № 388996-7 «О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй НК РФ». Законопроект предусматривал продление пониженных ставок по налогу на прибыль и страховым взносам для резидентов технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ.
… об отмене транспортного налога
12 декабря ГосДума отклонила законопроект № 663520-7 «О внесении изменений в НК РФ в части отмены транспортного налога».
… о прогрессивной шкале НДФЛ
12 декабря ГосДумой был отклонен законопроект «КПРФ» № 427315-7 «О внесении изменений в НК РФ в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц». В законопроекте предлагалось установить пониженную ставку НДФЛ 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год, а для лиц с доходами свыше 3 млн. руб. в год ввести повышенные ставки НДФЛ от 15 до 25 %.
Также ГосДума отклонила законопроект «Справедливой России» № 384276-7 «О внесении изменений в главу 23 части второй НК РФ в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц». Законопроект предусматривал введение следующих ставок налога в отношении доходов, облагаемых НДФЛ в порядке, указанном в п. 1 ст. 224 НК РФ: - по доходам до 24 млн руб. включительно - 13 %; - по доходам свыше 24 млн руб. - 18 %.
В ГосДуму поступил законопроект расходах у плательщиков ЕНВД и ПСН при переходе на УСН
16 декабря депутаты от «Единой России» внесли в ГосДуму законопроект № 862653-7 «О внесении изменения в ст. 346-25 части второй НК РФ».
В связи с тем, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» установлен запрет на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и ПСН в отношении розничной торговли подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации товарами (лекарственные средства, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха) с 1 января 2020 г., а с 1 января 2021 г. прекращает свое действие ЕНВД, налогоплательщики, применяющие вышеуказанные специальные налоговые режимы, вынуждены переходить на иные режимы налогообложения не добровольно, а на основании закона.
Законопроектом предложено в качестве компенсационной меры предоставить таким налогоплательщикам возможность учета расходов на приобретение товаров (в том числе маркированных) в период применения ЕНВД и ПСН, которые не были реализованы до перехода налогоплательщиков с указанных налоговых режимов на УСН и будут реализовываться в период ее применения.
В ГосДуме предложено освободить от налогов права на результаты интеллектуальной деятельности
17 декабря депутаты фракции «Единая Россия» внесли в ГосДуму законопроект № 864110-7 «О внесении изменений в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ст.ст. 251 и 262 части второй НК РФ».
Налоговая преференция, введенная Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй НК РФ» в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе инвентаризации, стала важным стимулирующим инструментом по увеличению стоимости активов компаний и вовлечению в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности.
Учитывая высокую важность для экономики интенсификации инновационного развития, а также то, что отсутствие льготы является сдерживающим фактором для кредитования под залог имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», выведение соответствующих доходов предлагается сделать бессрочным.
В ГосДуму поступил проект об исчислении налога по УСН налоговым органом
30 декабря 2019 в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 875583-7 «О внесении изменений в главу 26-2 НК РФ», которым предусматривается предоставление права налогоплательщикам на УСН с объектом «доходы» перейти на исчисление налога (авансовых платежей) налоговым органом путем направления в налоговый орган уведомления о таком переходе через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Также для целей исчисления налога указанные лица должны осуществлять расчеты с покупателями товаров (работ, услуг) с применением контрольно-кассовой техники. При этом налоговая декларация налогоплательщиками не представляется, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет исчисляться налоговым органом на основании поступивших сведений об осуществленных расчетах, зафиксированных контрольно-кассовой техникой.
По итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика направляется уведомление о сумме налога (авансовых платежей по налогу), подлежащего уплате.
В ГосДуму внесен проект о переходном периоде для налогоплательщиков, «слетевших» с УСН
30 декабря 2019 Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 875580-7 «О внесении изменений в главу 26-2 НК РФ в части реализации отдельных положений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Законопроектом предусмотрен переходный период для налогоплательщиков УСН, у которых по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 150 млн. руб., но не более чем на 50 млн. руб., и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.
В этом случае ставка единого налога увеличивается до 8 % для налогоплательщиков с объектом «доходы» и до 20 % для налогоплательщиков с объектом «доходы-расходы».
Если в следующем налоговом периоде за «периодом превышения» налогоплательщиком соблюдены общеустановленные лимиты в 150 млн. руб. и 100 работников, то налог уплачивается в общеустановленном порядке.
В ГосДуму поступил законопроект об электронном документообороте при применении tax-free
30 декабря 2019 Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 875579-7 «О внесении изменений в НК РФ в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы НДС, оформленных физическим лицам - гражданам иностранных государств при реализации им товаров».
Законопроект направлен на создание возможности формирования организациями розничной торговли документа (чека) для компенсации суммы НДС в электронной форме (далее - электронный документ (чек) при реализации товаров физическим лицам - гражданам иностранных государств и подтверждения вывоза такого товара (система Такс Фри).
Также законопроектом предусматривается организация документооборота в электронной форме между организациями розничной торговли, реализующими товары физическим лицам - гражданам иностранных государств, налогоплательщиками, оказывающими услуги по компенсации суммы налога этим физическим лицам, ФТС РФ и ФНС РФ электронными документами (чеками) или сведениями из документов (чеков) для компенсации суммы НДС, сведениями о соответствующих отметках таможенных органов РФ, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, а также сведениями о компенсированных суммах налога физическим лицам - гражданам иностранных государств.
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС рассмотрен вопрос об учете расходов ИП при расчете страховых взносов
4 декабря Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о необходимости учета расходов предпринимателя при исчислении страховых взносов. Дело рассмотрено в пользу страхователя (Определение ВС РФ от 09.12.2019 № 308-ЭС19-13936 по делу № А53-10829/2018).
Фабула дела: предприниматель осуществлял в спорные периоды (2014-2015 гг.) деятельность с применением двух систем налогообложения: общей и ЕНВД. Решением ПФР предпринимателю отказано в возврате переплаты по страховым взносам.
Арбитражный суд I инстанции пришел к выводу, что предприниматель производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивал по данному основанию страховые взносы, в связи с чем отсутствовал факт излишней уплаты страховых взносов, а отказ фонда в их возврате являлся законным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции удовлетворил требования предпринимателя, указав, что последний был поставлен на учет и как предприниматель, и как работодатель, начисление взносов по указанным видам деятельности ведется раздельно. Спорные страховые взносы уплачены от осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с выплатами и иными вознаграждениями физическим лицам.
Однако АС СКО отменил постановление ААС и оставил в силе решение АС I инстанции.
СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу предпринимателя, отменила постановление АС СКО и оставила в силе постановление ААС. Экономколлегия разъяснила, что законодательство о налогах предусматривает раздельный учет налогозначимых фактов плательщиками, применяющими как ЕНВД, так и ОСНО. Ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ устанавливала различные способы определения дохода для целей исчисления страховых взносов плательщиками, применяющими ЕНВД и ОСНО. Соответственно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие как ЕНВД, так и ОСНО по различным видам своей предпринимательской деятельности, имеют право на исчисление страховых взносов со своего дохода по той части деятельности, по которой применяется ОСНО, с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П (т.е. с учетом расходов).
Верховный Суд предлагает продлить срок на возмещение ущерба по налог/преступлениям
Верховный суд РФ подготовил проект поправок в УПК, смягчающий правила для обвиняемых в налоговых преступлениях. У человека появится больше времени на то, чтобы возместить весь ущерб и избежать наказания.
По закону обвиняемый, полностью возместивший казне ущерб, вправе рассчитывать на прекращение уголовного преследования по обвинению в налоговых преступлениях. Но погасить ущерб надо до момента назначения первого судебного заседания по делу. Это вводит неоправданные ограничения. Верховный суд предлагает расширить временные рамки, в случае принятия предлагаемых поправок в УПК возместить ущерб можно будет в любой момент до удаления суда в совещательную комнату.
Проект поправок в УПК 9 декабря одобрил пленум Верховного суда РФ.
Более подробно см. здесь.
11.12.19 СКЭС рассмотрен спор о таможенной стоимости товара
11 декабря Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен спор с таможней, который касается порядка определения таможенной стоимости вывозимого товара. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 16.12.2019 № 309-ЭС19-14772 по делу № А07-11760/2018).
Фабула дела: в рамках исполнения контракта обществом (продавец) вывезен в Латвию и в Великобританию и помещен под таможенную процедуру экспорта товар, в связи с чем в таможню были представлены ДТ. Заявлен метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191).
Таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. В ходе дополнительной проверки таможенной стоимости товара у общества запрошены дополнительные документы и сведения, анализ которых показал, что документы представлены обществом не в полном объеме, избранный метод определения таможенной стоимости товара обществом не подтвержден.
Арбитражные суды удовлетворили требования общества, указав, что все затраты обществом подтверждены в полном объеме, включены им в стоимость товара. Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не является основанием для корректировки таможенной стоимости.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия обратила внимание на то, что продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при таких обстоятельствах именно на декларанта возложена обязанность исключить подозрения в манипулировании ценой. В данном случае стоимость закупки товара, задекларированного обществом, значительно отличается от информации, полученной из сети Интернет о цене аналогичного товара на внутреннем рынке России, в том числе по сделкам, оформленным этим же обществом через другую таможню России. В рамках проведения таможенного контроля у общества неоднократно запрашивались документы и пояснения, подтверждающие отсутствие влияния взаимосвязанности на стоимость сделки, однако данные запросы проигнорированы декларантом.
При новом рассмотрении дела судам необходимо проверить доводы таможенного органа и возражения общества о правомерности определения таможенной стоимости вывозимых товаров исходя из стоимости сделки с ними в условиях совершения внешнеторговой сделки между взаимосвязанными лицами.
11.12.19 СКЭС рассмотрено дело о НДС-вычете при приобретении рекламной продукции
11 декабря Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о праве налогоплательщика на вычет НДС по приобретаемой рекламной продукции реализуемого товара. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 по делу № А43-5424/2018).
Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщику отказано в применении вычетов по НДС с сумм, уплаченных за изготовление рекламных материалов, поскольку эти товары не используются для осуществления операций, облагаемых НДС.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что каталоги и брошюры сами по себе не отвечают признакам товара и являются средством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием продукции, следовательно, передача этих каталогов и брошюр не образует объекта налогообложения НДС, независимо от величины расходов на их приобретение (создание). Поскольку суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам только в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для уменьшения налоговой базы.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции. Экономколлегия указала, что вид и способ распространения рекламы (без передачи рекламных материалов – с использованием средств массовой информации и посредством размещения наружной рекламы, либо посредством передачи потребителям буклетов, каталогов и иных подобных материалов), по общему правилу не должны влиять на оценку правомерности налоговых вычетов. Иное не отвечало бы принципу нейтральности НДС, ставя в неравное положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные облагаемые налогом операции (например, торговые организации), только в зависимости от используемой ими формы привлечения внимания потребителей к своей деятельности и к реализуемым товарам.
С учетом природы рекламы как деятельности, направленной на привлечение внимания и продвижение объекта рекламирования, при решении вопроса о принятии к вычету «входящего» налога по приобретенной налогоплательщиком рекламной продукции значение имеет то обстоятельство, являются ли объектами рекламирования конкретные товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиком с уплатой НДС и (или) в целом деятельность налогоплательщика, в рамках которой им осуществляются облагаемые налогом операции с объектами рекламирования.
ВС признал детей родителей-должников обязанными по их долгам в порядке наследования
ФНС и другие кредиторы могут получить новые возможности привлекать детей должников к субсидиарной ответственности. Дело, которое может изменить судебную практику, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ отправила 16 декабря на пересмотр, отменив решения предыдущих инстанций (Определение ВС РФ от 16.12.2019 № 305-ЭС19-13326 в рамках дела № А40-131425/2016).
Спор возник в связи с банкротством компании «Альянс». Арбитражный суд Москвы признал, что «Альянс», исполняя госконтракты, использовал подконтрольные компании, чтобы экономить на налогах и выводить деньги. Из-за этих нарушений «Альянс» обанкротился и остался должен кредиторам 311,7 млн руб. – в основном налоговой службе. Чтобы вернуть деньги, ФНС решила привлечь к субсидиарной ответственности бывшего совладельца и нынешнего гендиректора «Альянса» Вадима Самыловского, его жену Наталью Кириенко – она владела компаниями, которые использовал «Альянс», исполняя госконтракты, а также двух их сыновей – Дмитрия и Даниила. В декабре 2017 г., уже после банкротства компании, родители подарили им восемь объектов недвижимости и два транспортных средства. Это произошло после признания «Альянса» банкротом, но до подачи иска о привлечении к субсидиарной ответственности.
Суды трех инстанций не согласились с требованиями к детям должников: в период налоговой проверки они были еще несовершеннолетними и не контролировали компанию, а одних только подарков недостаточно для привлечения к субсидиарной ответственности. Но ФНС обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд, который отмерил предыдущие решения судов. Мотивировочная часть решения судебной коллегии по экономическим спорам ВС будет опубликована позже.
Во время заседания суд несколько раз возвращался к вопросам, когда родители дарили имущество детям и были ли дети совершеннолетними на момент этих сделок. Также суд интересовался судьбой подаренного имущества – перепродали ли его дети и, если да, на что пошли вырученные деньги. Стороны затруднились четко описать подробности договоров и назвать даты их заключения.
Более подробно см. здесь.
ВС пояснил, как представителю подтвердить свое юр/образование в суде
С 1 октября 2019 г. изменились требования к представителям сторон в гражданском и арбитражном процессе: ранее требования к юридическому образованию представителя содержались только в КАС РФ, с указанной даты они также предусмотрены соответствующими нормами ГПК РФ и АПК РФ.
Верховный Суд РФ разъяснил, как подтвердить в суде соблюдение указанного требования при ответе на 6 вопрос в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 25 декабря 2019 г.)
Указывается, что это может быть: диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра, диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, диплом кандидата наук или доктора наук, иные документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Также ВС РФ отмечает, что документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
При этом под надлежащим заверением копии документа об образовании понимается, в частности: заверение копии документа нотариусом; заверение копии документа учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ; заверение копии документа судьей, в чьем производстве находится дело.
Подчеркивается, что в случае представления надлежащим образом заверенной копии документа об образовании представления оригинала документа не требуется. Вместе с тем суд вправе потребовать для ознакомления оригинал документа.
Более подробно см. здесь.
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
РФ ратифицировала Соглашения о прослеживаемости товаров, ввезённых в ЕАЭС
2 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Законом ратифицируется Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подписанное в Нур-Султане 29 мая 2019 г.
Соглашение направлено на создание механизма прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в целях недопущения использования различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.
Президент подписал закон о «гонораре успеха» для адвокатов
2 декабря Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Согласно законопроекту, гонорар успеха — это условие соглашения, по которому размер вознаграждения адвоката зависимость от результата юридической помощи. Гонорары успеха не смогут получать адвокаты по административным и уголовным делам.
Законопроект также вводит единое тестирование с помощью автоматизированной информационной системы для претендентов на статус адвоката. А адвокатский стаж, необходимый для создания адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшится с пяти до трех лет. Кроме того, для адвокатов ввели запрет быть представителем. Он распространяется на тех адвокатов, которых лишили статуса за неисполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение преступления.
Более подробно см. здесь.
ГосДума рассматривает закон об изменении раздела имущества супругов
На сайте Госдумы размещен проект закона, предлагающий изменить систему раздела имущества при разводе. Сейчас все нажитое в браке является набором отдельных объектов права, это вещи, имущественные права, общие долги.
Поэтому судам приходится многократно разбирать споры о разделе имущества одной и той же бывшей пары: сначала о недвижимости, затем о доле в капитале ООО, потом о средствах на счетах. Причем во всех трех случаях для раздела применяются разные доли. Теперь предлагается включить в ст. 38 СК РФ положение о применении одной и той же доли в отношении всех объектов имущества.
Для установления четкой конструкции отношений в закон вводится понятие «общее имущество супругов», которое будет определено как совокупность не только активов, но и пассивов, приобретенных супругами в браке.
Кроме того, новый проект:
— даст возможность поделить все и сразу;
— потребует госрегистрации совместной собственности.
Ключевая ставка Банка России снижена до 6,25% годовых
На данное решение повлияли, в частности, следующие факторы:
- замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось, при этом инфляционные ожидания населения продолжают снижаться;
- темпы роста российской экономики при положительной динамике остаются неустойчивыми;
- сохраняются риски существенного замедления мировой экономики.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 7 февраля 2020 г.
Более подробно см. здесь.
Внесены изменения в КоАП в части, касающейся предоставления сведений в ПФР
16 декабря Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 444-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.332 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Вносятся изменения в ст. 15.33.2 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда РФ».
Данная статья дополняется примечанием, в соответствии с которым административная ответственность не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Более подробно см. здесь.
Внесены изменения в закон об индивидуальном учёте в системе ОПС
16 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
Изменения обусловлены принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».
Федеральным законом предусматривается дополнение индивидуального лицевого счёта зарегистрированного лица в информационной системе Пенсионного фонда РФ разделом «Сведения о трудовой деятельности», в котором, в частности, будут содержаться сведения о приёме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении с указанием основания и причины.
При этом под трудовой деятельностью понимаются не только периоды работы по трудовому договору, но и периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, иные периоды профессиональной службы.
Также определяются порядок и сроки представления работодателями указанных сведений в информационную систему Фонда.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 г.
Более подробно см. здесь.
Правительство приняло директивы по переходу на налоговый мониторинг госкомпаний
Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов РФ Антон Силуанов утвердил директивы № 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием. Они касаются акционерных обществ и их дочерних компаний, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 г. № 91-р. Директивы предписывают представителям интересов РФ в советах директоров акционерных обществ в 10-дневный срок инициировать проведение заседаний с включением в повестку дня вопроса «О возможности перехода акционерного общества на налоговый контроль в форме налогового мониторинга».
При принятии положительного решения госкомпаниям необходимо разработать и согласовать с ФНС РФ «дорожную карту» на 2021-2025 гг.
На сегодняшний день налоговый мониторинг уже проводится в отношении 16 компаний с госучастием (Ростех, РЖД, Аэрофлот, ИнтерРАО, Банк ВТБ, НКЦ и др.). С 2020 года налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 95 компаний, которые обеспечивают 30% поступлений в федеральный бюджет РФ.
Более подробно см. здесь.
ФНС напомнила об изменениях с 2020 г. по налогу на имущество организаций
ФНС РФ выпустила Информацию «О введении с 2020 г. новых правил налогообложения недвижимости организаций по кадастровой стоимости».
Сообщается, в частности, что прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве ОС для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.
Для земельных участков, которые перешли к организациям по наследству, земельный налог будет исчисляться со дня открытия наследства, как уже установлено для наследников-физлиц.
Более подробно см. здесь.
Установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г.
27 декабря 2019 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Федеральным законом минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г. устанавливается в сумме 12 130 руб. в месяц. В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 11 280 руб. в месяц. Более подробно см. здесь.
С 2020 г. изменились коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения
С 1 января 2020 г. в России применяются новые коэффициенты-дефляторы для целей налогообложения. Такие коэффициенты устанавливаются ежегодно. Они нужны для учета уровня инфляции при расчете суммы налога к уплате.
Коэффициент-дефлятор для применения НДФЛ - 1,813
Граждане иностранных государств, прибывшие в РФ в безвизовом порядке, перед устройством на работу приобретают патент. За период действия патента иностранец уплачивает так называемый фиксированный авансовый платеж по НДФЛ - 1200 руб. в месяц. Эта сумма увеличивается на региональный коэффициент, если он установлен в регионе и на коэффициент-дефлятор, установленный на конкретный год.
Коэффициент-дефлятор для исчисления ЕНВД - 2,009
При ЕНВД применяют два коэффициента. К1 (тот самый кэффициент-дефлятор) - устанавливается правительством для корректировки базовой доходности на уровень цен с учетом инфляции, а К2 -устанавливается на местах.
Коэффициент-дефлятор для применения ПСН - 1,592
Принцип расчета стоимости патента основан на потенциально возможном годовом доходе ИП. Этот доход индексируется на коэффициент-дефлятор.
Более подробно см. здесь.
С 01.01.2020 НДФЛ можно оплатить в составе «единого налогового платежа»
С 1 января 2020 г. в РФ расширяются возможности единого налогового платежа. Это аналог электронного кошелька, куда человек может добровольно положить некую сумму, после чего эти средства переводятся на специальный счет Федерального казначейства, а оттуда списываются в уплату налогов. Такой инструмент позволяет вносить платежи заранее и не допускать задолженности. Раньше с его помощью можно было платить только налоги за землю, автотранспорт и недвижимость, теперь еще и подоходный налог.
Сроки проведения зачета единого налогового платежа в 2020 г. меняются. При отсутствии долга налоговые органы проведут зачет до наступления срока уплаты налогов (ранее было - после его наступления). Он будет зачтен в течение 10 дней с момента направления гражданину налогового уведомления, либо со дня поступления авансового платежа, если гражданин уплатил его после получения налогового уведомления.
Более подробно см. здесь.
С 2020 года меняются правила налогообложения имущества физлиц
Вступили в силу изменения в правила налогообложения имущества физлиц. Они установлены Федеральными законами от 03.07.2016 № 249-ФЗ, от 30.10.2018 № 378-ФЗ, от 29.09.2019 № 325-ФЗ:
- вводится беззаявительный порядок предоставления льгот по транспортному налогу. Теперь льготы физлиц могут применяться как на основании соответствующего заявления налогоплательщика, представленного в налоговую инспекцию, так и по информации, полученной налоговыми органами от иных ведомств и организаций, в том числе ПФР и органов соцзащиты (п. 3 ст. 361.1 НК РФ);
- вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров. Также вступает в силу федеральная льгота, освобождающая их от уплаты налога на имущество в отношении одного объекта определённого вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности. К предпенсионерам относятся лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018;
- прекращает применяться федеральная налоговая льгота в отношении транспортных средств максимальной массы свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе взимания платы «Платон» и др.
Более подробно см. здесь.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ
КС РФ признал право покупателя на возмещение НДС при покупке ТМЦ у банкрота
14 ноября в Конституционном Суде РФ состоялось слушание дела о проверке конституционности подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ по запросу Арбитражного суда Центрального округа.
19 декабря Конституционный Суд РФ объявил свой вердикт.
АС ЦО рассматривает спор между МИФНС мясоперерабатывающим предприятием. Последнее приобрело у признанного банкротом ЗАО свиней по договору купли-продажи. При этом свинокомплекс оформил и выставил счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, которую налогоплательщик заявил к вычету. Мясопереработчиков обязали уплатить НДС, а также пени и штраф. Суды двух инстанций пришли к выводу, что в соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества банкрота не подлежат обложению НДС. У продавца не было оснований выделять в счетах-фактурах сумму НДС, и покупатель был не вправе претендовать на налоговые вычеты.
По мнению Конституционного Суда, покупатели продукции контрагентов-банкротов ставятся в неясные условия налогообложения. Покупатель фактически платит НДС не только при покупке необходимой ему продукции, но и при реализации своей. При этом он не может ни истребовать НДС как необоснованно выставленный у продавца, ни вернуть его из бюджета. Складывается и противоречивая правоприменительная практика.
Федеральному законодателю предписано внести в действующее нормативное регулирование необходимые изменения.
Впредь до этого указанная норма не подлежит применению в истолковании, исключающем предоставление вычета по НДС налогоплательщикам, которым предъявлена сумма НДС в цене продукции, произведенной организацией – банкротом в процессе ее текущей хозяйственной деятельности;
- покупатели продукции организации-банкрота имеют право на вычет НДС, если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что сумма НДС, учтенная в цене продукции, при имеющемся объеме и структуре долгов организации не могла быть уплачена в бюджет;
- налоговые органы не вправе доначислять покупателю НДС и отказывать ему в предоставлении вычета по НДС, если в ходе производства по делу о банкротстве ими не приняты были меры к прекращению организацией-банкротом текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой произведена соответствующая продукция.
Конституционный Суд признал подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания (Постановление КС РФ от 19.12.2019 № 41-П «По делу о проверке конституционности подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа»).
Более подробно см. здесь.
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
Права участников амнистии капитала дополнительно защитят
4 декабря первое чтение прошел законопроект, который признает сведения спецдекларации в рамках амнистии и сам факт подачи недопустимыми доказательствами при производстве любого уголовного дела.
Одновременно инициативой предложено запретить изымать специальные декларации при производстве следственных действий по уголовным делам об экономических преступлениях.
Более подробно см. здесь.
Глобальным корпорациям предложили раскрывать информацию о налогах в разных странах
Глобальные цифровые корпорации могут начать публиковать в открытом доступе данные об уплаченных в каждой стране налогах. С такой идеей выступила международная независимая организация «Глобальная инициатива по отчетности» (GRI), выпускающая стандарты нефинансовой отчетности с 2000 года. Цель раскрытия информации — повысить прозрачность транснациональных компаний в связи с резонансом из-за экономии на налогах таких гигантов, как Amazon, Google и Facebook.
Согласно правилам, предлагаемым GRI, компания должна публиковать информацию о своей налоговой политике, суммах налогов в разных странах, включая подоходный налог, а также доходы от внутригрупповых сделок. Управляющиекомпании Royal London Asset Management, Aberdeen Standard Investments и Legal & General Investment Management поддержалиинициативу GRI. Раскрытие информации по GRI сейчас является добровольным.
Ранее британские аналитики проанализировали то, как платят налоги шесть интернет-гигантов — Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google и Microsoft — за последнее десятилетие. Оказалось, что их суммарная недоплата налогов составила $100 млрд.
Более подробно см. здесь.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ
ЗакСобрание СО приняло 2 налоговых закона
10 декабря ЗакСобрание СО в 3м чтении приняло два налоговых закона:
1) Закон «О внесении изменений в Закон СО «О применении на территории СО инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» и Закон СО «О внесении изменения в статью 3 Закона СО «О применении на территории СО инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
Указанным законом:
- устанавливается, что право на применение инвестиционного налогового вычета предоставляется организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта, заключенных Правительством СО в установленном им порядке, удельный вес доходов которых от осуществления одного или нескольких видов деятельности, составляет в общей сумме их доходов не менее 70 %;
- определяется, что для указанной категории налогоплательщиков размер инвестиционного налогового вычета составляет 50 %;
- устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций, используемая для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, в размере 10 %;
- указывается, суммы каких расходов учитываются при определении размеров инвестиционного налогового вычета;
- определяются виды деятельности, в отношении которых соответствующим налогоплательщикам предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета;
- вводится возможность переноса сумм расходов налогоплательщика, превышающих в налоговом периоде предельную величину инвестиционного налогового вычета, при определении инвестиционного налогового вычета в 5 последующих налоговых периодах;
- вводится дополнительное условие к применению инвестиционного налогового вычета, а именно поэтапное достижение уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций по СО по данным федерального государственного статистического наблюдения.
2) Закон «О внесении изменения в статью 1-1 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций» и признании утратившим силу Закона СО «О внесении изменений в ст. 3 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций».
Указанным законом норма Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций» о том, что налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость имущества, признается утратившей силу.
Кроме того, признается утратившим силу Закон СО от 21.11.2019 № 108-03 «О внесении изменений в ст. 3 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций», которым устанавливается налоговая льгота по налогу на имущество организаций в форме освобождения от его уплаты для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных, поскольку указанные виды имущества полностью исключаются из состава объектов налогообложения налогом на имущество организаций.
В СО готовятся к действию закона о самозанятых
С 1 января 2020 г. в СО будет запущен пилотный проект по налогообложению для самозанятых граждан с доходами до 2,4 млн руб. в год. К категории самозанятых граждан относят тех, кто работает на себя и не имеет наемных сотрудников (например, репетиторов, нянь, водителей такси).
Представители бизнеса полагают, что закон приведет к нарушению конкуренции на рынке, массовому уходу работников предприятий из-за более выгодных налоговых ставок. Помимо этого, упадет и качество потребительских услуг, так как нелегальные предприятия не проверяют надзорные органы. Предприниматели предлагали федеральным властям ввести поправки, исключающие возможность самозанятых объединяться, а также ввести регулирование СанПиНа, Роспотребнадзора над сферами красоты, здравоохранения.
В региональном министерстве инвестиций и развития сообщили, что правительство РФ не учло их замечаний при введении закона.
Более подробно см. здесь.
Губернатор СО подписал 2 налоговых закона
12 декабря 2019 года губернатор СО Е. В. Куйвашев подписал два налоговых закона:
1) Закон № 124-ОЗ «О внесении изменений в Закон СО «О применении на территории СО инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» и Закон СО «О внесении изменения в статью 3 Закона СО «О применении на территории СО инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
Указанным законом:
- устанавливается, что право на применение инвестиционного налогового вычета предоставляется организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта, заключенных Правительством СО в установленном им порядке, удельный вес доходов которых от осуществления одного или нескольких видов деятельности, составляет в общей сумме их доходов не менее 70 процентов;
- определяется, что для указанной категории налогоплательщиков размер инвестиционного налогового вычета составляет 50 процентов;
- устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций, используемая для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, в размере 10 процентов;
- указывается, суммы каких расходов учитываются при определении размеров инвестиционного налогового вычета;
- определяются виды деятельности, в отношении которых соответствующим налогоплательщикам предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета;
- вводится возможность переноса сумм расходов налогоплательщика, превышающих в налоговом периоде предельную величину инвестиционного налогового вычета, при определении инвестиционного налогового вычета в 5 последующих налоговых периодах;
- вводится дополнительное условие к применению инвестиционного налогового вычета, а именно поэтапное достижение уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций по СО по данным федерального государственного статистического наблюдения.
2) Закон № 123-ОЗ «О внесении изменения в ст. 1-1 Закона СО«Об установлении на территории СОналога на имущество организаций» и признании утратившим силу Закона СО «О внесении изменений в ст. 3 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций».
Указанным законом норма Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций» о том, что налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость имущества, признается утратившей силу.
Кроме того, признается утратившим силу Закон СО от 21.11.2019 № 108-03 «О внесении изменений в ст. 3 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций», которым устанавливается налоговая льгота по налогу на имущество организаций в форме освобождения от его уплаты для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных, поскольку указанные виды имущества полностью исключаются из состава объектов налогообложения налогом на имущество организаций.
Губернатор СвОбл подписал закон о гос/поддержке инвестиций
12 декабря 2019 года Губернатор Е. В. Куйвашев подписал Закон № 129-ОЗ «О внесении изменений в Закон СО «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в СО».
Указанным законом:
- установлено, что государственные гарантии СО не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных унитарных предприятий (за исключением государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в государственной собственности СО, предоставляющих государственные гарантии по обязательствам таких государственных унитарных предприятий), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств;
- уточнены положения, устанавливающие порядок проведения отбора субъектов инвестиционной деятельности на право предоставления государственных гарантий СО в текущем финансовом году, определив при этом, что оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, предоставляемого в залог субъектами инвестиционной деятельности, участвующими в таком отборе, в качестве обеспечения исполнения обязательств, осуществляется в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.
Губернатор СО подписал закон о ставках по налогу на имущество организаций
25 декабря 2019 г. Губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев подписал Закон № 146-ОЗ «О внесении изменений в ст. ст. 2 и 3 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций» и ст. 1 Закона СО «О внесении изменения в ст. 2 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций».
Закон предусматривает пониженную ставку 0,5 % для объектов, введенных в эксплуатацию после декабря 2016 г., 1% ставку для организаций, находящихся на общей системе налогообложения и 0% — для субъектов, находящихся на УСН, а также для музеев, образовательных и больничных организаций. Для получения льготы необходимо соблюдение одного условия: поэтапное повышение зарплаты на предприятии до среднеобластного уровня.
Председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков напомнил, что рабочая группа, созданная для внесения поправок в закон, в первом квартале 2020 г. вернется к рассмотрению «отдельных позиций кадастровой оценки». Будут рассмотрены возможности понижения установленных ставок, чтобы не обрушить важный для Свердловской области, граждан и предпринимателей бизнес.
«Если в первом квартале будут вноситься изменения, а они будут вноситься, я уверен, изменения будут распространяться на субъекты бизнеса с 1 января 2020 г. В этом случае предпринимательское сообщество не пострадает»,— добавил Владимир Терешков.
Более подробно см. здесь.
МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
Режим ЕНВД на Дальнем Востоке предлагается оставить
Депутаты ГосДумы предлагают Правительству продлить действие ЕНВД на Дальнем Востоке и в Арктике до 2024 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства. Парламентарии выступают за поэтапную отмену единого налога в зависимости от численности населения, проживающего на территории муниципального образования. Если до 300 тыс. человек - до 1 января 2022 г., до 150 тыс. человек - до 1 января 2023 г., до 10 тысяч человек - до 1 января 2024 г.
Такие рекомендации Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отправил кабмину по итогам парламентских слушаний о законодательном обеспечении опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики.
Ответ кабмина в Госдуме должны получить в конце декабря 2019-го.
Более подробно см. здесь.
Совет Федерации предлагает Правительству продлить действие ЕНВД
Комитеты Совета Федерации по экономической политике, а также по бюджету и финансовым рынкам рекомендуют Правительству РФ сохранить действие ЕНВД после 1 января 2021 года.
Данный вопрос обсуждался в рамках круглого стола по развитию малого и среднего предпринимательства, который комитеты провели в четверг, 12 декабря, в Правительстве Московской области.
Как заявил во время выступления член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Павел Тараканов, отмена ЕНВД приведет к росту налоговой нагрузки от полутора до 10 раз, что «существенно снизит рентабельность субъектов малого и среднего предпринимательства и приведет к многочисленным сокращениям работников, закрытиям бизнеса, росту цен».
Он предложил провести оценку возможных рисков и негативных социально-экономических последствий отмены ЕНВД, и, соответственно, продлить срок действия ЕНВД сроком на пять лет, как минимум до 1 января 2026 г.
Более подробно см. здесь.
ВС поддержал позицию о праве ИП на УСН уменьшать базу по страх/взносам
Верховный Суд РФ в Определении от 29.10.2019 № 309-ЭС19-18969 по делу № А60-65115/2018 постановил, что при расчете взносов ИП на УСН с объектом «доходы минус расходы» может учитывать не всю сумму доходов, а только разницу между доходами и расходам.
Фабула дела: Предприниматель, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы», исчислила страховые взносы за 2017 год с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., исходя из разницы между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговый орган произвел перерасчет взносов с учетом только полученного дохода без уменьшения на расходы и выставил требование об их уплате. Предприниматель обратилась с иском в суд о признании требования недействительным.
Суды трех инстанций поддержали позицию предпринимателя. Они указали, что согласно ст. 430 НК РФ предприниматели, применяющие УСН, для целей расчета страховых взносов используют положения ст. 346.15 НК РФ, которыми установлен только порядок определения дохода. Предприниматели на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. При выборе последнего варианта они уменьшают доход, исчисленный в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.
Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате страховых взносов за 2017 г. доходы предпринимателя за этот период нужно было уменьшить на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. И так как предприниматель рассчитала страховые взносы именно таким образом, у налогового органа не было оснований для доначисления взносов и выставления требования об их уплате.
Налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Верховный суд.
Однако судья Антонова М. К. не нашла оснований для передачи жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Напомним, что ранее официальная позиция контролирующих органов заключалась в том, что индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы», должен платить взносы за себя исходя только из поступлений. Учитывать затраты при расчете базы по взносам нельзя (см., например, Письмо Минфина от 25.09.2019 № 03-15-05/73549).
Однако в Письме от 23.09.2019 № БС-4-11/19262@ ФНС РФ обратила внимание на рассматриваемый спор и указала, что налоговые органы будут руководствоваться той позицией, которую примет Верховный суд. А поскольку Верховный суд поддержал налогоплательщика, то полагаем, что теперь позиция контролирующих органов изменится.
НОВОСТИ БУХУЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
С 01.01.20 вводятся новые правила сдачи в ИФНС бух/отчетности и аудит/заключения
Приказом ФНС РФ от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ утвержден Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в виде электронных документов, за исключением субъектов МСП в отношении отчетности за 2019 г., которая может быть представлена на бумажном носителе.
Представление обязательного экземпляра осуществляется при обязательном применении сертифицированных ФСБ средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.
Определены перечень технологических электронных документов, применяемых в целях обеспечения электронного документооборота, основания для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности, а также особенности представления обязательного экземпляра отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами МСП на бумажных носителях.
Более подробно см. здесь.
Утверждены порядок и форматы представления бухгалтерской отчетности в ГИР БО
Минюст зарегистрировал приказы ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@, утверждающие порядок и формат представления годовой бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С 2020 г. сдавать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно только в один адрес: в ФНС РФ или Банк России. Сейчас компании направляют отчетность как в налоговые органы, так и в органы государственной статистики. С 2020 г. они будут направлять ее только в свои налоговые инспекции, а ФНС России сама передаст сведения в Росстат. Для кредитных и не кредитных финансовых организаций привычной точкой входа для сдачи отчетности останется Банк России, который передаст эти сведения в ФНС России для их отражения в ГИР БО.
С мая 2020 г. сданная отчетность будет публиковаться на сайте ФНС России.
Более подробно см. здесь.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Внесены изменения в закон о валютном регулировании
2 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».
Федеральным законом юридическим лицам-резидентам предоставляется право осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте РФ физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации суммы НДС, а также расчёты в наличной валюте РФ при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Федеральным законом также предоставляется право юридическим лицам-резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ.
Более подробно см. здесь.
ФНС обновила регламент надзора за соблюдением валютного законодательства
Приказом ФНС РФ от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с утвержден Административный регламент осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
- применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.
Более подробно см. здесь.
Президент предлагает смягчить уголовную ответственность за валютные преступления
26 декабря 2019 г. Президент РФ внес в ГосДуму законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 28-1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений)».
В ч. 1 ст. 193 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
В примечании к ст. 193 УК РФ увеличиваются суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере.
Вносятся изменения в примечания к ст. ст. 198 – 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).
Также предлагается внести изменения в ст. 210 УК РФ, устанавливающую ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо участие в нем (ней). Проектом предлагается в примечании к данной статье указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Внесены изменения в ст.ст. 9 и 12 закона о валютном регулировании
27 декабря 2019 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 457-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
С 1 января 2021 г. резидентам при исполнении бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ разрешат совершать любые операции в иностранной валюте (а не только операции, связанные с расчетами и переводами иностранной валюты).
Кроме того, с 1 января 2020 г. на счета или во вклады физлиц-резидентов в зарубежных банках можно зачислять без ограничений получаемые от нерезидентов денежные средства при условии, что такие банки расположены на территории члена ЕАЭС или государства, участвующего в автоматическом обмене финансовой информацией.