Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 10-2019
15.11.2019
Группа компаний «Налоги и финансовое право»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ВЕСТНИК
о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
№ 10-2019
(октябрь)
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
В открытом доступе появились Основные направления налог/политики на 2020 г.
Налоговый режим для самозанятых с 2020 г. введут еще в 13 регионах
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения ГД налоговых проектов с 5 по 21 ноября 2019
В ГосДуму внесен проект о налогах имущества финансовых организаций
В ГосДуму поступил проект об уточнении сроков вступления в силу налог/законов
В ГосДуму в 1м чтении принят законопроект о налог/базе по НДС при перепродаже электробыт/техники
ГосДума отклонила проект об освобождения от земель/налога отдельных налогоплательщиков
В ГосДуму внесен проект о допусловиях применения мед/учреждениями налог/льготы
ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении от НДФЛ доходов от микрогенерации
ГосДумой отклонен проект о льготах по транс/налогу для многодетных семей
В ГосДуму внесен проект о налогообложении банками временно неиспользуемого имущества
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС вынесла «мотивировку» по делу об НДС при «дроблении» бизнеса
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о налогообложении % по контролируемой задолженности
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о возникновении дохода при взаимозачете векселем
СКЭС вынесла «мотивировку» по спору, когда налог/орган представил неверные сведения для лицензии
ФНС представлен обзор практики КС РФ и ВС РФ по налоговым вопросам за III кв. 2019
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Сумма рассроченных налог/платежей в 2019 г. увеличилась на 25%
Госкомпании не спешат переходить на «налоговый мониторинг»
ФНС: все уведомления по налогам за 2018 г. разосланы физлицам
НДС и НДПИ дадут 2/3 доходов в федеральный бюджет
Правительство намерено ужесточить механизм оспаривания кадастровой стоимости
Замглавы ФНС констатировала высокую долю теневых зарплат в экономике
ФСС предлагает лишать пособия работающих родителей
С 2021 г. «прямые выплаты» ФСС станут единственным вариантом получения пособий
Систему TaxFree планируется распространить на всю Россию
Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
Утверждена электронная форма налог/декларации по налогу на прибыль
Утверждена новая форма расчета по страховым взносам
Минфин разработал поправки к ФЗ № 325-ФЗ в части «иных объектов» по налогу на имущество
ГосДума поддержала проект бюджета на 2020–2022 гг.
Экспертный совет ФНС обсудил вопросы определения движимого/недвижимого имущества
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС сократила срок выдачи документов, подтверждающих статус налог/резидента РФ
Швейцария передала России данные о счетах и доходах россиян
Амнистия капиталов стала использоваться для преследования бизнеса
Бизнес попросил у Минфина налоговый режим для холдингов, как в Европе
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ
Свердловские муниципалитеты могут лишиться 2 млрд.руб. из-за отмены ЕНВД
Минфин не поддержал Свердловскую область в создании новой ТОР
В Свердловской области снизились налоговые поступления
В ЗакСобрание СвОбл поступило три налоговых законопроекта
Москва планирует ввести инвестиционный налоговый вычет с 2020 г.
Регионам разрешат списывать долги в обмен на инвестпроекты
МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
Бизнес-омбудсмен Б. Титов разработает новый налог/режим для субъектов малого бизнеса
Власти могут ограничить список профессий для самозанятых
В 2020 г. плательщики ЕНВД не смогут применить вычет на покупку онлайн-кассы
Минэк призвал не ограничивать виды деятельности для самозанятых
Льготный налог/режим для самозанятых предлагается распространить на граждан СНГ
Уполномоченный Б.Титов предложил ввести налоговую амнистию для малого бизнеса
ФНС рассматривает альтернативы ЕНВД
ФНС угрожает с 2020 доначислять страх/взносы компаниям, нанимающих самозанятых
Госдума предложила ограничить рост коэффициента-дефлятора для ЕНВД на 2020 год
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Появился проект о расширении прав физлиц на совершение валютных операций
Внесены изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле
С 27 октября вступают в силу новые поправки в закон о валютном контроле
НОВОСТИ ОТ НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
А.В. Брызгалину вручена юридическая премия им. В.Ф.Яковлева
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
В открытом доступе появились Основные направления налог/политики на 2020 г.
30 сентября Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В составе документов, одновременно предоставленных с законопроектом о бюджете, были Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (по некоторым текстуальным оговоркам в этом документе можно предположить, что он был составлен 12 сентября).
Согласно Основным направлениям бюджетная и налоговая политика на предстоящие 6 лет будет направлена на расшивку имеющихся узких мест, ограничивающих полноценное экономическое развитие.
В качестве необходимых мероприятий по повышению качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП предусматриваются следующие системные меры:
- Формирование стабильных фискальных условий. Предполагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия – изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год.
- Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей. В рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.
- Формирование справедливых конкурентных условий. В целях устранения несправедливых конкурентных преимуществ теневого сектора и роста доходов бюджетов бюджетной системы будет продолжена реализация комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы – в том числе за счет цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство. Особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов.
Развитие новой формы налогового контроля – налогового мониторинга, позволит крупным компаниям организовать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом и обеспечение доступа к данным в режиме реального времени. Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством представления мотивированного мнения налогового органа, сократить трудозатраты организаций на сопровождение налоговых проверок, представление уточненных налоговых деклараций, пояснений и истребуемых документов. Такой доступ позволяет применить риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.
Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента РФ со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 %, применяемой к доходам резидентов РФ.
Так же предусматриваются и некоторые стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
- наделение субъектов РФ правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.
- разработка законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего предоставление инвесторам «базовой» налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов.
В области стимулирования роста занятости и повышению производительности труда в части налоговых мер будут способствовать:
- Присоединение ряда субъектов РФ к участию в эксперименте по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), а также предоставление права применять НПД физическими лицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.
- снижение административной нагрузки за счет отмены представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы.
- введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН.
- предоставление права налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим специальным налоговым режимам).
В рамках повышения эффективности системы оценки налоговых расходов (фактически речь идет о налоговых льготах) предполагается дальнейшее совершенствование процедур:
- централизованного сбора, обработки и учета информации о предоставляемых налоговых расходах РФ;
- подготовки отчета об оценке налоговых расходов РФ и представления его в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Налоговый режим для самозанятых с 2020 г. введут еще в 13 регионах
Специальный налоговый режим для самозанятых «Налог на профессиональный доход», пока не будут распространять на всю страну, его, в 2020 г. введут только в 13 регионах. Об этом сообщил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
«Обсудив с налоговиками их возможности, мы договорились о том, что с начала года даем возможность участия в этом эксперименте регионам-донорам. Всего их 13», - указал А. Силуанов.
Если ориентироваться на документ Минфина по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2019 г., то в число «богатых» регионов помимо Москвы, Московской и Калужской областей, а также Татарстана, где уже идет эксперимент по налоговому режиму для самозанятых, входит также Санкт-Петербург, Ленинградская, Тюменская и Сахалинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Более подробно см. здесь.
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения ГД налоговых проектов с 5 по 21 ноября 2019
24 октября на пленарном заседании ГД утвержден проект постановления № 819290-7 «О календаре рассмотрения вопросов ГД с 5 по 21 ноября 2019 года», согласно которому в ноябре будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:
- О проекте федерального закона № 775302-7 «О внесении изменений в ст. 33333 НК РФ в части установления размера государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов2 (рассмотрен Советом ГД 11.09.19);
- О проекте федерального закона № 723363-7 «О внесении изменений в ст.126 НК РФ» (об установлении ответственности за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы сведений о создании обособленного подразделения организации) (рассмотрен Советом ГД 10.07.19, 21.10.19 - принято решение рассматривать законопроект в соответствии с ч.7 ст.118 Регламента);
- О проекте федерального закона № 790096-7 «О внесении изменения в ст. 381 части IIНК РФ» (об отмене льгот по налогу на имущество организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью) (рассмотрен Советом ГД 25.09.19);
- О проекте федерального закона № 794241-7 «О внесении изменений в гл. 26.1 части IIНК РФ» (об изменении порядка уплаты ЕСХН) (рассмотрен Советом ГД 25.09.19)
В ГосДуму внесен проект о налогах имущества финансовых организаций
10 октябряСамарская Губернская Дума внесла в ГосДуму законопроект № 809773-7 «О внесении изменений в часть II НК РФ», уточняющий порядок налогообложения налогом на имущество организаций и исключающий возможности финансовых организаций не уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов имущества, фактически имеющих признаки основных средств. Речь идет об объектах имущества, классифицированных кредитной организацией в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.
В ГосДуму поступил проект об уточнении сроков вступления в силу налог/законов
8 октябрядепутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в ГосДуму законопроект № 808174-7«О внесении изменения в ст. 5 НК РФ», согласно которому Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, не могут быть рассмотрены ГосДумой в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года.
Законопроект направлен на стабилизацию бюджетного процесса и межбюджетных отношений, повышение открытости и предсказуемости налогового законодательства для всех заинтересованных субъектов, равно как улучшение ситуации с оценкой регулирующего воздействия затрагиваемых законопроектом актов законодательства.
В ГосДуму в 1м чтении принят законопроект о налог/базе по НДС при перепродаже электробыт/техники
10 октябряГосДумой в первом чтении принят законопроект № 793334- 7«О внесении изменений в ст. 154 и 164 части II НК РФ».
Законопроектом предлагается при реализации приобретенных у физических лиц для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, определять налоговую базу как разницу между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанной техники.
ГосДума отклонила проект об освобождения от земель/налога отдельных налогоплательщиков
9 октября ГосДума отклонила законопроект № 466325-7 «О внесении изменений в часть II НК РФ (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков)», которым предлагалось установить налоговую льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога гражданам, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество. Это Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства и др.
В ГосДуму внесен проект о допусловиях применения мед/учреждениями налог/льготы
17 октября группа депутатов из «Единой России» внесла в ГосДуму законопроект № 816244-7 «О внесении изменений в ст. 284.1 части второй НК РФ».
Законопроектом предлагается установить в качестве одного из критериев применения 0% ставки по налогу на прибыль медицинской организации - численность медицинского персонала, имеющего право на осуществление медицинской деятельности, независимо от документа, подтверждающего данное право, если такой документ выдан в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Сейчас льгота привязана к такому документу как сертификат специалиста.
ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении от НДФЛ доходов от микрогенерации
17 октября ГосДумой в первом чтении принят законопроект № 782128- 7 «О внесении изменений в статью 217 части второй НК РФ», освобождающий от НДФЛ доходы от продажи электрической энергии, произведенной на принадлежащих налогоплательщикам объектах микрогенерации.
Под объектом микрогенерации понимается принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии объект по производству электрической энергии, функционирующий в том числе на основании использования возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно и который используется указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
ГосДумой отклонен проект о льготах по транс/налогу для многодетных семей
16 октября во время пленарного заседания ГосДума отклонила законопроект№ 648588- 7«О внесении изменений в НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей».
Законопроект предлагал освободить от транспортного налога многодетные семьи, чей среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано транспортное средство. Освобождение касалось легковых автомобилей, которые являются единственным транспортным средством семьи.
Законопроектом также предусматривалось освобождение от налога на имущество для данной категории лиц в отношении одного объекта, по выбору налогоплательщика.
В ГосДуму внесен проект о налогообложении банками временно неиспользуемого имущества
10 октября Самарская губернская дума внесла в ГосДуму законопроект № 809773-7, который допускает налогообложение временно не используемого кредитными организациями имущества.
Сейчас временно не используемое кредитными организациями в течение года в основной деятельности имущество и предназначенные для продажи долгосрочные активы, продажа которых в течение года не планируется, а также имущество, полученное в качестве отступного или в залог, назначение которого не определено, не облагаются налогом на имущество.
Аналогичный механизм действует сейчас и для некредитных финорганизаций в отношении инвестиционного имущества, предназначенных для продажи долгосрочных активов, имущества, полученного по договорам отступного или залога, назначение которого не определено.
Более подробно здесь.
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС вынесла «мотивировку» по делу об НДС при «дроблении» бизнеса
25 сентября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об определении действительных налоговых обязательств налогоплательщика, применившего схему «дробления бизнеса». Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд (Определение ВС РФ от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085 по делу № А05-13684/2017).
Фабула дела: в ходе выездной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о применении предпринимателем схемы «дробления бизнеса». Предприниматель формально разделил бизнес по розничной реализации ГСМ, передав часть бизнеса взаимозависимых лицам (ИП – сын, ИП – сестра) с одной лишь целью - избежать превышения предельного размера доходов, установленного для применения УСН. По результатам проверки предпринимателю доначислены налоги по ОСНО, в том числе НДС.
Арбитражный суд I инстанции исходил из отсутствия оснований для объединения деятельности трех предпринимателей, однако апелляционный и кассационный суды согласились с позицией налогового органа, в связи с чем налогоплательщик обратился с жалобой в Верховный Суд РФ.
СКЭС ВС РФ отменила постановления апелляционного и кассационного судов и направила дело на новое рассмотрение, указав на необходимость проверить доводы предпринимателя и возражения налогового органа относительно правильности определения недоимки по НДС с применением ставки 18 % вместо расчетной ставки 18/118.
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о налогообложении % по контролируемой задолженности
25 сентября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об обязанности российского заемщика исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог с доходов иностранных заимодавцев – аффилированных лиц в случае переквалификации процентов по контролируемой задолженности в дивиденды. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 02.10.2019 № 307-ЭС19-8719 по делу № А56-44788/2018).
Фабула дела: налоговым органом установлен факт перечисления налогоплательщиком процентов заимодавцу (Нидерланды), единственным участником которого является компания (Финляндская Республика), владеющая косвенно более 20 % в уставном капитале российской организации. По мнению налогового органа, вопреки п. 4 ст. 269 НК РФ, налогоплательщик не исполнил обязанности налогового агента и доначислил налогоплательщику налог на доходы иностранной организации в виде дивидендов, применив ставку 15% по Соглашению об избежании двойного налогообложения с Нидерландами.
Арбитражные суды согласились с позицией налогового органа.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов в данной части и направила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции. Экономколлегия указала, что с точки зрения законодательства РФ о налогах и сборах перечисленные резиденту Королевства Нидерландов проценты могут рассматриваться как доход компании, являющейся резидентом Финляндской Республики, от участия в капитале российской организации. В таком случае, к данным выплатам может быть применено Соглашение об избежании двойного налогообложения с Финляндской Республикой от 16.12.1996, в том числе, положения подп. «а» п. 1 ст. 10, устанавливающие предельную налоговую ставку для дивидендов в размере 5 %.
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о возникновении дохода при взаимозачете векселем
27 сентября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о возникновении дохода при зачете требований по оплате приобретения товарных знаков против обязанности по уплате долга по векселям. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 30.09.2019 № 305-ЭС19-9969 по делу № А40-24375/2017).
Фабула дела: налогоплательщик получил векселя иностранных компаний «ITBL» и «D&D» от присоединенных к нему российских организаций – «ПИТ» и «ПИТ Инвестментс». При этом «ПИТ Инвестментс» безвозмездно получил вексель компании «D&D» от «ПИТ» - своего единственного учредителя. В свою очередь «ПИТ» спорные векселя получены безвозмездно от своего участника с долей 50% – иностранной компании «ITBL».
В результате ряда реорганизаций компаний «D&D» и «ITBL» статус векселедателей по спорным векселям перешел к иностранной компании «BHL» (Республика Кипр).
На основании договора об отчуждении исключительных прав налогоплательщиком у иностранной компании «BHL» приобретены права на товарные знаки. Обязательство налогоплательщика по оплате приобретения товарных знаков прекращено соглашением о зачете данного требования против обязанности компании «BHL» по уплате долга по спорным векселям.
По результатам налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что при осуществлении зачета встречных требований налогоплательщик не отразил доход от реализации безвозмездно полученных векселей, в результате чего налоговая база по налогу на прибыль организаций была занижена.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций удовлетворили требования налогоплательщика, однако АС МО отменил решения нижестоящих судов.
СКЭС ВС РФ согласилась с выводами суда округа о наличии у налогового органа правовых оснований для включения стоимости погашенных векселей в состав облагаемых налогом доходов налогоплательщика, однако не согласилась с выводами об отсутствии у налогового органа при определении окончательного размера недоимки обязанности по корректировке данного дохода на величину накопленного убытка прошлых лет.
Принимая во внимание то обстоятельство, что суды не дали должной оценки поведению ИФНС и налогоплательщика на стадии налоговой проверки при подтверждении размера переносимого убытка и не установили размер переносимого убытка, Экономколлегия отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции.
СКЭС вынесла «мотивировку» по спору, когда налог/орган представил неверные сведения для лицензии
2 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ была дана оценка действиям налогового органа по предоставлению лицензирующему органу сведений об имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (Определение ВС РФ от 08.10.2019 № 305-ЭС19-9969 по делу № А40- 121484/2018).
Фабула дела: налогоплательщик 09.11.2017 осуществил уплату задолженности по пени по торговому сбору. Полагая, что осуществил уплату долга надлежащим образом в день предъявления платежных поручений в банк, налогоплательщик 10.11.2017 обратился в лицензирующий орган с заявлением на переоформление лицензии на осуществление розничной продажи алкоголя.
С целью проверки наличия (отсутствия) налоговой задолженности лицензирующий орган направил в налоговый орган соответствующий запрос. Получив информацию о наличии такой задолженности по состоянию на 10.11.2017, департамент отказал налогоплательщику в продлении срока действия лицензии.
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по предоставлению недостоверной информации.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении требований, указав, что налоговый орган предоставил в лицензирующий орган информацию о состоянии расчетов с бюджетом, которой обладал на дату обращения за такими сведениями, спорные платежи на момент предоставления информации на единый счет бюджета не были зачислены и какими-либо иными сведениями об уплате налогоплательщиком задолженности по состоянию на 10.11.2017 налоговый орган не располагал.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение, указав, что суды надлежащим образом не установили, когда в действительности налоговый орган узнал об уплате обществом задолженности по платежным поручениям от 09.11.2017 и обладал ли данной информацией на дату предоставления департаменту сведений, послуживших основанием для отказа в продлении действия лицензии общества (справок от 20.11.2017 и 01.12.2017).
ФНС представлен обзор практики КС РФ и ВС РФ по налоговым вопросам за III кв. 2019
ФНС РФ подготовилаОбзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 г. по вопросам налогообложения.
В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- независимо от доли финансирования инвестиционного проекта общество вправе применить налоговые вычеты по НДС только в той части, в которой к нему перешло право собственности на готовый объект;
- налоговой базой при получении дивидендов выступает не прибыль (доходы за вычетом расходов), а исключительно сами суммы выплаченных дивидендов, в связи с чем при их получении отсутствует обязанность по ведению раздельного учета;
- для целей налога на имущество факт монтажа оборудования для производства продукции в специально возведенном для его эксплуатации здании не означает, что здание и оборудование образуют «единое целое», даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания;
- величина налога на имущество организаций в ситуации, когда кадастровая стоимость имущества признана недостоверной, должна определяться расчетным путем на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости;
- налоговое администрирование должно учитывать законные интересы плательщиков налогов и не допускать создания формальных условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. При возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе налоговой проверки обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ.
Более подробно см. здесь.
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Сумма рассроченных налог/платежей в 2019 г. увеличилась на 25%
ФНС подвела итоги применения механизма изменения срока уплаты налоговых платежей за девять месяцев 2019 г. Сумма рассроченных налоговых платежей за указанный период увеличилась на четверть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Получив рассрочку по уплате налоговых платежей, налогоплательщики смогли преодолеть временные финансовые трудности. Перенос срока их уплаты позволил организациям урегулировать свою задолженность перед бюджетом и полностью исполнить обязанность по уплате налогов по согласованному графику.
Более подробно см. здесь.
Госкомпании не спешат переходить на «налоговый мониторинг»
Как сообщает портал «РБК», ряд государственных компаний не планируют переходить на новый формат взаимодействия с Федеральной налоговой службой — налоговый мониторинг, предусматривающий обмен учетными данными в режиме реального времени. Как следует из экспертного заключения аппарата правительства на проект директив советам директоров, речь идет о «Роснефтегазе», «Зарубежнефти», Системном операторе Единой энергосистемы (СО ЕЭС) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Три компании ТЭК действительно не рассматривают планы по переходу на налоговый мониторинг, подтвердила РБК пресс-служба Минэнерго. В ГТЛК сообщили, что компания пока не может воспользоваться преимуществами этого формата.
Более подробно, см. здесь.
ФНС: все уведомления по налогам за 2018 г. разосланы физлицам
ФНС закончила рассылать людям квитанции на уплату личных налогов (налоговые уведомления). Об этом рапортуе т начальник профильного управления фискальной службы.
Всего бумаги с суммой к уплате в бюджет должны получить более 69 млн человек. Шестнадцать миллионов из них обнаружат уведомления у себя в личном кабинете на сайте ФНС. Остальные должны искать письма в почтовых ящиках.
Если в уведомлении что-то не так, об этом нужно сообщить в инспекцию – аналогично либо через личный кабинет на сайте, либо письмом на бумаге, отправив его по почте или принеся лично в окошко инспектору.
НДС и НДПИ дадут 2/3 доходов в федеральный бюджет
Из проекта федерального бюджета на следующий год стало известно, что двумя основными источниками его пополнения, как и прежде, останутся НДС и НДПИ. Из общей суммы доходной части казны в размере 20,3 трлн рублей они принесут 13,5 трлн рублей, что составляет две трети.
При этом уровень собираемости НДС в 2020 г. ожидают чуть выше нынешнего года, а поступления в виде НДПИ, напротив, немного снизятся, но общая картина наполняемости российской казны сохранится, сообщает «Коммерсантъ».
Правительство намерено ужесточить механизм оспаривания кадастровой стоимости
Ошибка, которая была допущена при установлении кадастровой стоимости, теперь будет исправляться в пользу владельца недвижимости. Если пересмотренная стоимость оказалась ниже первоначальной, она будет ретроспективно применяться за весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), объяснил премьер-министр Дмитрий Медведев. А если ошибка системная – исправляться сразу в отношении всех объектов, чья стоимость была рассчитана с ней, добавила руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. Такой законопроект был одобрен правительством 10 октября.
Также власти собираются следить, чтобы цены на похожие объекты недвижимости сильно не отличались друг от друга. Сравнивать их предлагается по Индексу рынка недвижимости – он определяется по ценам сделок, данные о которых есть в ЕГРН.
Параллельно проект усложняет оспаривание результатов кадастровой оценки. Сейчас оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии при Росреестре (чиновники в ней составляют не больше половины, в нее также могут входить уполномоченные по защите прав предпринимателей и прав человека, представители СРО оценщиков) или в суде. Поправки предлагают ликвидировать комиссии и перенести досудебное оспаривание в государственные бюджетные учреждения, которые проводят оценку. То есть государственное учреждение, проводившее кадастровую оценку по заказу государства, само будет решать, правильно ли оно ее провело. Установить кадастровую стоимость в размере рыночной можно будет только во внесудебном порядке, при благосклонном отношении госучреждения, а в судах – оспорить его решение.
Более подробно см. здесь.
Замглавы ФНС констатировала высокую долю теневых зарплат в экономике
Высокая доля теневых зарплат в российской экономике требует внимания властей, заявила замглавы ФНС Светлана Бондарчук. Она обратила внимание на существенное расхождение данных о доходах и расходах россиян: «Данные Росстата и ФНС отражают серьезное превышение расходов над доходами граждан, даже при учете фактора закредитованности населения». Перед налоговыми органами, региональными и федеральными властями стоит задача совместно переломить ситуацию, при которой существенная часть доходов граждан находится в серой зоне.
Более подробно см. здесь.
ФСС предлагает лишать пособия работающих родителей
Родителя, который оформил отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, но продолжает подрабатывать и не занимается в это время малышом, могут лишить детского пособия от Фонда социального страхования.
Об этом говорится в законопроекте& nbsp;Минтруда РФ, который размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов обращает внимание, что пункт о «невыплате пособий» сформулирован так, что на практике родителей могут лишить их за сам факт подработки.
Сейчас Минтруд пытается решить важную задачу по возвращению женщин, находившихся в отпусках по уходу за ребенком, на рынок труда. Специалистам известна проблема потери рабочих мест женщинами из-за снижения уровня компетенции. Тратятся деньги на их переобучение.
Но женщины, сочетающие уход за ребенком и работу, сохраняют свои позиции на рынке труда и «экономят» деньги по программам переобучения, трудоустройства и выплате пособий по безработице. Нельзя обходить вниманием и проблему снижения доходов семей с детьми из-за данной инициативы.
Более подробно см. здесь.
С 2021 г. «прямые выплаты» ФСС станут единственным вариантом получения пособий
Минтруд РФ подготовил проект изменений в законодательство о соцстраховании в связи с успешной реализацией пилотного проекта ФСС РФ «Прямые выплаты», согласно которому переход всех субъектов РФ на новый механизм выплат страхового обеспечения предусмотрен с 1 января 2021 г. Поправки вносятся в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Законопроект разработан в целях обеспечения перехода от «зачетного» принципа расходования средств ФСС РФ, согласно которому сумма взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, к механизму выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу непосредственно территориальными органами Фонда, согласно которому страхователи уплачивают страховые взносы в Фонд в полном объеме.
Более подробно см. здесь.
Систему TaxFree планируется распространить на всю Россию
Как пи шет портал «РАПСИ», Минпромторг разработал поправки в НК РФ о распространении с 2021 г. системы «Tax Free» на территории всей России. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ. Также министерство предлагает снизить нижнюю границу суммы покупок для возврата НДС с 10 тысяч до 8 тысяч рублей и разрешить возвращать налог при вывозе купленной подакцизной продукции, а именно, алкогольной и табачной.
Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
Приказом ФНС РФ от 27.09.2019 № ММВ-7-22/487@ «О внесении изменений в Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@» установлено, в частности, что:
- к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (для российских организаций, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, ведущих бухгалтерский учет, форма по ОКУД 0710002 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340; для филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, не ведущих бухгалтерский учет, раздел 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, код строки 010 (символ строки А) или лист 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, коды строк 010, 020) превышает 35 миллиардов руб.
- к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрайонных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, относятся такие организации, у которых суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 10 до 35 миллиардов руб. включительно.
Кроме того, к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, может быть отнесена организация, не подпадающая под установленные критерии, но в отношении которой налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ, за исключением тех организаций, которые подлежат администрированию в межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам.
Более подробно см. здесь.
Утверждена электронная форма налог/декларации по налогу на прибыль
Минюст РФ зарегистрировал Приказ ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@, утверждающий форму налоговой декларации по налогу на прибыль, правила ее заполнения, формат и порядок представления декларации в электронном виде. По новой форме налогоплательщики смогут представлять налоговые декларации за налоговый период 2019 г.
В новой форме учтены последние изменения в главу 25 НК РФ, в частности:
- об ограничении переноса убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах;
- об изменении подхода к формированию консолидированной налоговой базы КГН;
- о предоставлении права получения инвестиционного налогового вычета;
- о введении новых правил налогообложения международных холдинговых компаний.
Более подробно см. здесь.
Утверждена новая форма расчета по страховым взносам
В новой форме расчета по страховым взносам учтены, в том числе, последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов. Начиная с отчетного периода I квартал 2020 г., не позднее 30 апреля 2020 г., расчеты по страховым взносам по новой форме представляют в налоговые органы в электронной форме плательщики, у которых численность работников превышает 10 человек. Плательщики страховых взносов, численность работников у которых 10 человек и менее, вправе представлять расчеты по страховым взносам как в электронной форме, так и на бумаге.
Более подробно см. здесь.
Минфин разработал поправки к ФЗ № 325-ФЗ в части «иных объектов» по налогу на имущество
Ведомство подготовило и уже опубликовало проект изменений в Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Поправку вносят в п. 70 ст. 2 закона. В ней речь идет о перечне имущества, налоговой базой по которому с 2020 г. является кадастровая стоимость.
По новым изменениям к таким объектам относят жилые помещения, объекты незавершенного строительства, гаражи, машино-места, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения (сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. То есть по таким активам компания будет платить налог на имущество по кадастровой стоимости.
Правки пришлось вносить из-за размытой формулировки в п. 1 ст. 378.2 НК с учетом изменений по Федеральному закону № 325-ФЗ. В тексте обновленной статьи было сказано, что по кадастру считают налог с иных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренных в подп. подп. 1 - 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. А понятие «иные объекты» толковать можно широко.
Более подробно см.здесь.
ГосДума поддержала проект бюджета на 2020–2022 гг.
23 октября законопроект № 802503-7«О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» прошел первое чтение.
Ожидается, что доходы федбюджета в 2020 г. составят 20,38 трлн. руб. и каждый год будут увеличиваться примерно на 1 трлн. руб. Расходы прогнозируются на уровне 19,5 трлн. руб. и тоже будут расти, причем темпами, опережающими доходы. Профицит составит 876 млрд. руб., а к 2022 г. снизится до 295 млрд. руб.
Также, в соответствии с законопроектом, инфляция в 2020 г. составит 3%, в 2021 г. — 4%. Ожидается, что цена на нефть составит $57 за баррель. МРОТ с 1 января 2020 г. составит 12 130 руб. в месяц.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что 2 трлн. руб. в 2020 г. будет направлено на нацпроекты, что на 200 млрд. больше, чем в текущем году. В 2022 г. — уже 2,7 трлн. В следующем году впервые предусматриваются средства на лекарственное обеспечение людей, которые имеют заболевания сердечно-сосудистой системы, инфаркты, на терапию для таких людей. Дополнительные средства есть и на вакцинацию.
В ходе обсуждения бюджета Председатель ГосДумы Вячеслав Володин напомнил о важности повышения эффективности расходования бюджетного рубля. «По итогам девяти месяцев есть примеры, когда по ряду ведомств средства не израсходованы на 90% в рамках нацпроектов, – обратился Председатель ГД к Антону Силуанову. – Может быть, предусмотреть возможность – мы вносим поправки в закон о бюджете по итогам полугодия, и там, где средства не расходуются, взять и оперативно их перебросить на другие статьи». В частности, по его словам, такие средства могут быть потрачены на обновление парка машин скорой помощи, школьных автобусов, коммунальной техники и т. д.
В рамках обсуждения бюджета Вячеслав Володин также поднял вопрос бюджетной обеспеченности законопроекта о горячем питании для школьников младших классов. Антон Силуанов отметил, что ему необходимо провести консультации по этому вопросу.
Срок подачи поправок ко второму чтению бюджета — до 4 ноября. Второе чтение — 19 ноября.
Более подробно см. здесь.
Экспертный совет ФНС обсудил вопросы определения движимого/недвижимого имущества
В ФНС состоялось первое заседание Экспертного совета. Его основная задача – формировать предложения по совершенствованию практики применения налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками с учетом отраслевых особенностей, а также обеспечивать единые правоприменительные подходы.
Открывая заседание, заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов напомнил, что в последние годы возникают споры о налогообложении имущества организаций. Разногласия связаны с различным толкованием формулировки НК РФ «движимое и недвижимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета». Например, налоговые органы квалифицируют в качестве недвижимого имущества трубопроводы, линии электропередач, трансформаторные подстанции и др.
Сергей Аракелов предложил определить наиболее спорные объекты имущества, по которым нет единообразных подходов в квалификации данных объектов в качестве движимого/недвижимого имущества, а затем принять комплексное решение, актуальное для всех отраслей. Работа по формированию конкретных предложений для рассмотрения Экспертным советом продолжится в рабочих группах с участием представителей бизнеса и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Итоги этой работы будут подведены через месяц.
Более подробно см. здесь.
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС сократила срок выдачи документов, подтверждающих статус налог/резидента РФ
С 22 октября ФНС РФ сокращает сроки выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ. Минюст России зарегистрировал соответствующий приказ ФНС РФ от 06.08.2019 № СА-7-17/397@.
Срок рассмотрения заявлений, поданных в электронном виде с помощью специального сервиса ФНС РФ - «Подтверждение статуса налогового резидента РФ», сократился с 40 до 10 дней.
В случае подачи заявления лично или по почте срок рассмотрения составляет 20 календарных дней со дня поступления в ФНС или уполномоченный налоговый орган.
Также приводится новая редакция формы документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.
Более подробно см. здесь и здесь.
Швейцария передала России данные о счетах и доходах россиян
Как пишет газета «КоммерсантЪ», уклониться от российских налогов в Швейцарии теперь невозможно — эта страна впервые передала России информацию по программе автообмена налоговыми данными. Всего в этом году Швейцария передаст партнерам сведения о 2 млн счетов на общую сумму в $3 трлн. Какая доля этих денег принадлежит россиянам, точно неизвестно. Но эксперты полагают, что она может достигать 10%. Одним из основных условий обмена данными с Россией власти Швейцарии назвали соблюдение экономических прав граждан.
Более подробно см. здесь.
Амнистия капиталов стала использоваться для преследования бизнеса
Как утверждает в своем недавнем материале портал «Thebell», правоохранительные органы регулярно используют спецдекларации бизнесменов, поданные в рамках амнистии капиталов, против самих же бизнесменов. Это не совсем соответствует тому, что обещалось властями в период проведения амнистии – «амнистия искупает всё».
Можно было бы считать исключением — дело предпринимателя Израйлита, бывшего партнера Геннадия Тимченко и сына экс-главы ФСО Андрея Мурова, наверняка было у ФСБ на повышенном контроле. Однако спецдекларации «амнистированных» использовались далеко не в одном этом громком деле.
Так, партнер крупного семейного офиса рассказал The Bell, что на одного из его клиентов возбудили уголовное дело о коррупции на основе данных, указанных в декларации на амнистию. «Напрямую она не была приобщена к делу, но было очевидно, что преследуют ровно за то, что в ней было указано», — объясняет он.
В профессиональной среде обсуждают еще один кейс — человек подал декларацию по амнистии, после чего к нему пришли налоговые органы и МВД, рассказывает другой финансовый консультант, работающий с крупными клиентами.
Бизнесмены, попавшие в такие ситуации, жалуются в суд, но безуспешно.
В 2017 г. «Волжская судоходная компания» (республика Марий Эл) пыталась в нескольких инстанциях признать незаконной проверку местного УФНС и составленный по ее итогам акт. Компания утверждала, что проверки не было в плане выездных мероприятий, а основанием для нее стала поданная в рамках амнистии декларация. Но и первая, и апелляционная инстанция согласились с аргументами ФНС о том, что план проверок просто изменился, а решение о проверке ФНС приняла по закону, а не потому, что прочитала добровольную декларацию.
В Якутии компания «Сахаголддиампай» пыталась доказать, что основанием для камеральной проверки, которая привела к штрафу, стала поданная по амнистии декларация — но суд счел, что у нее были другие причины.
В двух следующих случаях суммы были невелики, но прецеденты — пугающие. Житель Вологды прогорел на максимальной открытости с государством дважды. У него был счет в болгарском отделении банка Raiffeisen, и в марте 2016 г. он подал спецдекларацию, где рассказал о нем налоговой. А потом в августе 2017 г. сообщил о движении средств по этому счету — но опоздал на несколько месяцев, потому что подать отчет нужно было до начала июня. Суд признал это административным правонарушением, хотя отчет и был за 2016 г., который, по мнению вологжанина, попадает под действие амнистии. Но суд решил, что под амнистию попадают валютные нарушения, а нарушения правил ведения счета — нет.
В такой же ситуации оказался житель Свердловской области, о двух люксембургских счетах которого местная налоговая узнала из предоставленной им по амнистии декларации. Он не предоставил ФНС отчет о движении средств по иностранному счету, за что получил штраф, который не смог оспорить. Суд вновь решил, что амнистия касается валютных операций, но не обстоятельств ведения счета.
Более подробно см. здесь.
Бизнес попросил у Минфина налоговый режим для холдингов, как в Европе
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил в Минфин предложения, как улучшить налоговый режим крупных холдингов. Сейчас покупать зарубежные активы из России невыгодно, для этого приходится создавать холдинги в Европе. В Европе налоговые условия работы холдингов значительно выгоднее, чем в России, пишут авторы письма, приводя в качестве примеров такие популярные холдинговые юрисдикции, как Нидерланды и Люксембург.
Сейчас в России от налога освобождаются дивиденды, если их получатель не менее года владеет хотя бы 50% компании и она не зарегистрирована в стране, входящей в черный список офшоров, составляемый Минфином. РСПП предлагает снизить порог владения до 25%. Кроме того, бизнес просит смягчить условия освобождения от налогов дохода от инвестиций при выходе из капитала компании. Сейчас для этого нужно владеть пакетом акций не менее пяти лет, РСПП предлагает сократить срок до года.
Более подробно см. здесь.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ
Свердловские муниципалитеты могут лишиться 2 млрд.руб. из-за отмены ЕНВД
В муниципалитеты Свердловской области на 2 млрд. руб. могут сократиться налоговые поступления из-за отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД), сообщает уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Е.Н. Артюх.
По ее словам, переход на патентную систему не будет полноценным замещением, поскольку ее смогут использовать только индивидуальные предприниматели.
Е.Н. Артюх добавила, что ЕНВД сейчас — самый востребованный льготный налоговый режим для малого и среднего предпринимательства. К началу 2019 г. в Свердловской области было зарегистрировано около 202 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, более четверти из них использовали ЕНВД, патентную систему налогообложения — 10 тыс. предпринимателей.
Более подробно см. здесь
Минфин не поддержал Свердловскую область в создании новой ТОР
Появление в Свердловской области четвертой территории опережающего развития – в городе Верхняя Тура – оказалось под вопросом. Министерство финансов РФ отказалось согласовать проект.
В июне этого года заявку от Свердловской области рассмотрела и одобрила комиссия Минэкономразвития РФ по вопросам создания и функционирования ТОР на территориях моногородов. Проект соответствующего постановления ведомство направило в правительство региона и Минфин РФ. Власти Свердловской области представили согласование, министерство финансов – отказало.
«Ведутся процедуры урегулирования разногласий. Внесение проекта акта о создании ТОР «Верхняя Тура» в правительство Российской Федерации в установленном порядке возможно после урегулирования разногласий (ориентировочно октябрь 2019 г.)», – сообщили в Минэкономразвития.
Более подробно см. здесь
В Свердловской области снизились налоговые поступления
За 9 месяцев 2019 г. в бюджет региона собрано 144,8 млрд. руб. налоговых и неналоговых платежей (администрируемых налоговыми органами), что на 1,2 % (в денежном выражении на 1,7 млрд. руб.) меньше поступлений за аналогичный период прошлого года.
Снижение поступлений в бюджет региона обусловлено сокращением поступлений по налогу на имущество организаций на 6,4 млрд. руб. (в 1,4 раза) и поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, на 1,8 млрд. руб. (в 1,8 раза), — сообщает пресс-служба регионального Управления ФНС России.
Более подробно см. здесь.
В ЗакСобрание СвОбл поступило три налоговых законопроекта
17 октября Правительство СО внесли на рассмотрение представительного органа три налоговых законопроекта:
1) ПЗ-2266 «О внесении изменений в ст.2 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций» и ст. 1 Закона СО «О внесении изменений в Закон СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций».
Указанным законопроектом предлагается установить для отдельных категорий налогоплательщиков (организации потребительской кооперации, организации, имеющие гостиницы, введенные в эксплуатацию после 31 декабря 2015 г., объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию каждой из которых составил более одного миллиарда рублей) дополнительное условие по применению ими пониженных налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций.
Дополнительным условием является то, что размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в налоговом периоде, за который уплачивается налог на имущество организаций, составил не менее размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике РФ по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций.
Законопроект предполагает, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 г.
2) ПЗ-2265 «О внесении изменения в ст. 2 Закона СО «Об установлении на территории СО налога на имущество организаций».
Указанным законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие возможность использования налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 % в отношении введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2019 г. объектов недвижимого имущества, относящихся к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям. Применение данной ставки будет возможно в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором такие организации впервые применили ставку налога на имущество организаций.
Законопроект предполагает, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 г.
3) ПЗ-2264 «О внесении изменений в ст. 4 Закона СО «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории СО», который предусматривает:
- освобождение от уплаты транспортного налога организаций и граждан в отношении автобусов, соответствующих требованиям экологического класса 5, а не экологических классов 4 или 5, как ранее;
- освобождение от уплаты транспортного налога организаций и граждан в отношении выпущенных после 31 декабря 2019 г. грузовых автомобилей, соответствующих требованиям экологического класса 5;
- отмену льгот в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, а также осуществляющих международные автомобильные перевозки;
- установление возможности уплаты транспортного налога в размере 50 % от суммы исчисленного налога для организаций и граждан, на которых зарегистрированы транспортные средства с газовым типом двигателя, - за каждое такое зарегистрированное на них транспортное средство.
Москва планирует ввести инвестиционный налоговый вычет с 2020 г.
Соответствующий законопроект, разработанный правительством города, внесен в Мосгордуму. Предполагается, что новая льгота начнет действовать уже с 1 января 2020 г.
Право на инвестиционный вычет будет предоставляться компаниям, которые находятся на территории Москвы и получили статус московского инвестора.
Для определения предельной величины вычета устанавливается ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет города, в размере 12,5% для организаций, получивших статус московского инвестора первой категории, и 8% - для организаций, получивших статус московского инвестора второй категории. Стандартная ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет столицы, составляет 17%.
Более подробно см. здесь.
Регионам разрешат списывать долги в обмен на инвестпроекты
Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости до конца года принять закон, позволяющий регионам, получавшим бюджетные дотации и кредиты, использовать их для реализации инвестпроектов, не возвращая кредиты в федеральный бюджет. По его словам, уже в ближайший месяц законопроект могут внести в Госдуму.
«Это серьезный шаг, потому что речь идет о серьезных ресурсах – более 1 трлн. руб. Думаю, в течение ближайших недель мы переложим такое решение на нормы закона, оно будет принято», – заявил председатель Госдумы. По его словам, они обсуждали этот вопрос с Минфином и председателем правительства, Минфин предложение поддержал.
Более подробно см. здесь.
МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
Бизнес-омбудсмен Б. Титов разработает новый налог/режим для субъектов малого бизнеса
Аппарат бизнес-омбудсмена при президенте РФ разработает и предложит новый налоговый режим для субъектов МСП в связи с возможной отменой ЕНВД, которая запланирована на 2021 год. Об этом сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов в кулуарах Форума малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
Власти могут ограничить список профессий для самозанятых
С такой инициативой на парламентских слушаниях в Совете Федерации выступил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, появление такого перечня – необходимое условие для дальнейшего распространения налогового режима для самозанятых.
Сейчас в законе нет перечня профессий, которыми могут заниматься самозанятые, но есть пояснения, кто не может быть ими – например, предприниматели, торгующие подакцизными товарами. По словам А. Силуанова, из-за отсутствия конкретного перечня существуют риски ухода от налогов.
Однако бизнес выступил против такой инициативы. Допускать к режиму для самозанятых только граждан конкретных профессий категорически неприемлемо. С таким заявлением к первому вице-премьеру обратилась «Опора России».
По мнению представителей бизнеса, такой шаг поставит под угрозу срыва выполнение целей нацпроекта по малому бизнесу, который предусматривает рост численности самозанятых до 2,4 млн. человек.
При обсуждении законопроекта о самозанятых гарантировалась неизменность условий эксперимента на протяжении 10 лет, после чего многие граждане поверили этому и перешли в правовое поле, напомнил А. Силуанову глава «Опоры России» Александр Калинин. Бизнес-объединение «Деловая Россия» поддержало предложение А. Калинина.
Более подробно см. здесь, здесь и здесь
В 2020 г. плательщики ЕНВД не смогут применить вычет на покупку онлайн-кассы
Об этом сообщает Минфин в Письме от 26.08.2019 № 03-11- 11/65430.
Позиция финансового ведомства основана на том, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на стоимость новой ККТ, при условии регистрации кассы в налоговых органах в период с 1 февраля 2017 до 1 июля 2019.
Поскольку уменьшение суммы ЕНВД производится при исчислении налога за периоды 2018 и 2019 гг., но не ранее налогового периода, в котором ИП зарегистрирована соответствующая контрольно-кассовая техника, то ИП не вправе в налоговом периоде 2020 г. уменьшить сумму ЕНВД на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники.
Минэк призвал не ограничивать виды деятельности для самозанятых
Минэкономразвития выступило категорически против ранее предложенной Минфином инициативы о сокращении списка профессий для самозанятых. Как подчеркнули в министерстве, настоящий закон о самозанятых уже содержит ряд исключений и нововведения поставят в неудобное положение уже зарегистрированных самозанятых.
В Минэкономразвития отмечают, что в случае введения новых барьеров придется решать судьбу самозанятых, чьи профессии не попадут в список разрешенных. Кроме того, требование указывать вид деятельности при регистрации в приложении «Мой налог» повлечет за собой проверки, а закон о контроле и надзоре на самозанятых не распространяется.
Более подробно см. здесь и здесь.
Льготный налог/режим для самозанятых предлагается распространить на граждан СНГ
Как сообщают «Известия», Минфин направил в правительство предложение о распространении режима самозанятости на граждан стран СНГ, не входящих в ЕАЭС. В настоящее время для легальной занятости в РФ гражданам из таких стран необходимо получить патент, оформить рабочую визу получить разрешение на работу.
Минфин же предлагает расширить действие нового режима налогообложения «Налог на профессиональный доход», что позволит жителям СНГ вместо оплаты патента, составляющего 4 тыс. рублей в месяц, уплачивать 4-6 % своего дохода, что по мнению экспертов, устранит дефицит рабочей силы и «поднакачает» бюджет.
Если предложение примут, то в эксперимент будут включены: Украина; Таджикистан; Узбекистан; Молдавия; Азербайджан.
Более подробно здесь.
Уполномоченный Б.Титов предложил ввести налоговую амнистию для малого бизнеса
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов на прошедшем 18 октября форуме малого и среднего бизнеса сделал несколько важных предложений по улучшению условий ведения предпринимательства.
Так, в числе налоговых мер было предложено с нового года ввести «налоговую амнистию» для малого бизнеса. Бизнес-омбудсмен считает, что одной из мер не только по поддержке рынка, но и по решению социальных проблем будет являться освобождение как предпринимателей, так и юридических лиц от накопившихся налоговых недоимок.
Другая мера, предложенная бизнес- омбудсменом, – распространение нормы по вычету уплаченных страховых платежей из налога, причитающегося к уплате на все упрощенные налоговые режимы, которыми пользуется малый бизнес – УСН, ПСН и ЕНВД.
Еще одной предложенной мерой стала выдача «почти бесплатных» кредитов на развитие предприятий. Так, по мнению бизнес-омбудсмена, может быть предусмотрено предоставление госгарантий на 75% от суммы кредита, который выдается малому и среднему предпринимательству в рамках проектного финансирования, которое чаще всего бывает беззалоговым. Вместе с тем ответственность самого предпринимателя не отменяется. Как подчеркнул Борис Титов, «на оставшиеся 25% кредита заемщик должен выдавать персональное или корпоративное поручительство».
По словам Уполномоченного, вышеуказанные предложения будут направлены в Правительство РФ.
Более подробно см. здесь и здесь.
ФНС рассматривает альтернативы ЕНВД
ФНС рассматривает альтернативы одному из самых популярных у бизнеса налоговых режимов - ЕНВД, который будет отменен в 2021 г. Об этом рассказал замглавы ведомства Дмитрий Сатин.
ЕНВД вводился почти 20 лет назад, когда требовалось вывести из тени те виды деятельности, которые не поддавались контролю. За это время ЕНВД успел стать вторым по востребованности спецрежимом после УСН. Сейчас им пользуются 200 тыс. юридических лиц и около 1,8 млн. ИП. Но у этой популярности есть обратная сторона. Спецрежим часто используется для ухода от налогов, отмечают в фискальном ведомстве.
Позиция правительства однозначна: продлевать действие «вмененки» после 2021 г. не нужно. Это мнение разделяют в ГосДуме.
Взамен предпринимателям предлагается перейти на другие специальные режимы. Первый - это патентная система, которая позволяет выплачивать вместо традиционных налогов проценты от потенциально возможного годового дохода. Сейчас, по данным ФНС, ее уже применяют 325 тыс. ИП.
Чтобы сделать патентную систему более привлекательной, планируется разрешить уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов
Еще один специальный налоговый режим, который может быть востребован после отмены ЕНВД, - это налог на профессиональный доход.
Эксперимент, который сейчас проходит в четырех регионах, с 2020 г. может быть расширен. При этом предпринимателям не придется регистрировать кассу, сдавать отчетность, а уплата налога и выдача чеков будет происходить в мобильном приложении, напоминают в налоговой службе.
Более подробно см. здесь.
ФНС угрожает с 2020 доначислять страх/взносы компаниям, нанимающих самозанятых
ФНС с 2020 г. будет досчитывать предприятиям страховые взносы, если сотрудники организации являются самозанятыми, но нанимаются в штат. Об этом сообщил первый вице- премьер, министр финансов Антон Силуанов во время выступления в ГосДуме.
«ФНC видит все те предприятия, которые сегодня пытаются себе вместо штатных работников взять самозанятых, поэтому мы договорились о том, что в течение этого года мы не будем проводить спецпроверок таких предприятий и ввoдить меры ответственности за таких штатных работников, а со следующего года уже это ограничение снимается и со следующего года налоговая служба будет уже досчитывать этому предприятию страховые взносы и, соответственно, подоходный налог в случае, если самoзанятые, по сути, оказывают услуги только одному предприятию», - отметил глава ведомства.
Более подробно см. здесь.
Госдума предложила ограничить рост коэффициента-дефлятора для ЕНВД на 2020 год
По законопроекту о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. ГосДума приняла постановление. Интересным представляется п. 17 документа. В нем предложено повысить коэффициент-дефлятор для ЕНВД не больше, чем на величину инфляции.
В думском комитете по бюджету и налогам считают, что со следующего года она должна увеличиться на 3,8%. Хотя ранее в Минэкономразвития говорили об индексации почти на 5%. Это могло бы стать крупнейшим за пять лет ростом единого налога для бизнеса.
Впрочем, послабления со стороны ГосДумы самих предпринимателей не очень радуют. Они напоминают, что власти обещали вообще не повышать налоговую нагрузку.
Более подробно см. здесь и здесь.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Появился проект о расширении прав физлиц на совершение валютных операций
- юрлица-резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках выплаты наличной валюты РФ физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы НДС в соответствии со ст. 169.1 НК РФ, а также операции с наличной иностранной валютой при оплате или возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, или при погашении неизрасходованных авансов, выданных юридическими лицами - резидентами в связи с такими служебными командировками;
- без использования счетов в уполномоченных банках возможно получение физлицами-резидентами наличной иностранной валюты при оплате (возмещении) им юрлицами- резидентами указанных выше командировочных расходов, а также погашение такими физлицами-резидентами юрлицам-резидентам неизрасходованных авансов;
- резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (ФГБУ, ФГАУ, ФГУП), лицевые счета которым открыты в Казначействе России, смогут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) указанного федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.
Предусматривается вступление в силу соответствующего федерального закона со дня его официального опубликования, за исключением нормы, упрощающей операции юрлиц- резидентов с наличной иностранной валютой при оплате (возмещении) командировочных расходов и при погашении неизрасходованных авансов, которая вступит в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования закона.
Более подробно см. здесь.
Внесены изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле
16 октября Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 341 «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральный закон направлен на обеспечение возможности использования резидентом при осуществлении валютных операций с нерезидентом по внешнеторговому договору (контракту) такой формы расчётов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы.
В частности, Федеральным законом устанавливается, что резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчётов в рамках заключённого с нерезидентом внешнеторгового договора (контракта) за переданные ему товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, признаётся исполнившим обязанность по репатриации денежных средств в случае, если он обеспечил получение от банка, расположенного за пределами территории РФ, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента (вторых получателей средств – резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива.
Более подробно см. здесь.
С 27 октября вступают в силу новые поправки в закон о валютном контроле
С 27 октября 2019 г. снимается ряд ограничений на порядок расчетов при внешнеэкономической деятельности. Эти поправки в валютное законодательство были внесены Федераль ным законом от 16.10.2019 № 341-ФЗ.
Так, разрешается использование переводного (трансферабельного) аккредитива. Теперь это не нарушает требования по репатриации выручки, если резидент обеспечил зачисление экспортной выручки на свой счет или на счета вторых получателей средств в уполномоченном банке в соответствии с условиями и в срок, предусмотренный внешнеторговым экспортным договором.
Также данный закон признает правомерным нерепатриацию резидентом средств по внешнеторговому договору или договору займа в части сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за проведение операций по переводу денежных средств.
Более подробно см. здесь.
НОВОСТИ ОТ НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
А.В. Брызгалину вручена юридическая премия им. В.Ф.Яковлева
В конце сентября Арбитражный суд Уральского округа и Уральский государственный юридический университет учредили премию имени выдающегося российского юриста и нашего земляка, профессора, доктора юридических наук, основателя системы арбитражных судов России, первого Председателя ВАС РФ - Вениамина Федоровича Яковлева(1932-2018).
Более подробно об учрежденной премии вы можете прочитать в этом материале, размещенном на сайте "Областной газеты".
10 октября, в Резиденции Губернатора Свердловской области прошло торжественное мероприятие, посвященное 20-летию создания Научно-консультативного Совета при Арбитражном Суде Уральского округа.
В связи с тем, что А.В. Брызгалин работает в НКС
Поэтому мне было особенно приятно получить вчера эту премии из рук дочери В.Ф. Яковлева, В конце сентября Арбитражный суд Уральского округа и Уральский государственный юридический университетучредили премию имени выдающегося российского юриста и нашего земляка, профессора, доктора юридических наук, основателя системы арбитражных судов России, первого Председателя ВАС РФ - Вениамина Федоровича Яковлева(1932-2018). Более подробно об учрежденной премии вы можете прочитать в этом материале, размещенном на сайте "Областной газеты". Вчера, 10 октября, в Резиденции Губернатора Свердловской области прошло торжественное мероприятие, посвященное 20-летию создания Научно-консультативного Совета при Арбитражном Суде Уральского округа. И так получилось, что с октября 1999 года я работаю в нашем НКС на правах представителя "от науки". За эти 20 лет было написано множество Заключений и Пояснений, я прочитал огромное количество лекций и сделал массу выступлений, побывал в Уфе, в Челябинске, в Кургане (2 раза) и др. городах нашего округа, обсуждая с коллегами и судьями те или иные сложности применения сурового отечественного налогового законодательства. Поэтому мне было особенно приятно получить вчера эту премии из рук дочери В.Ф. Яковлева, заслуженного юриста России Веры Вениаминовны Мининой. Вместе со мной такой высокой профессиональной награды удостоились мои замечательные коллеги из Уральского государственного юридического университета: зав.кафедрой гражданского права - Гонгало Бронислав Мистиславовичзав.кафедрой административного права - Хазанов Сергей Дмитриевич зав.кафедрой финансового права - Винницкий Данил Владимирович зав.кафедрой предпринимательского права - Белых Владимир Сергеевич. Во время вручения премии на сцене нас поздравили председатель Арбитражного Суда Уральского округа Решетникова Ирина Валентиновна и ректор Уральского государственного юридического университета Бублик Владимир Александрович. Поздравляю моих коллег с заслуженной наградой! Спасибо старшим товарищам за высокую оценку моего скромного труда! Лично для меня эта награда, не только высокие честь и ответственность, но и залог для будущей напряженной и интересной работы!