Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 7-2019
6.08.2019
Группа компаний «Налоги и финансовое право»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ВЕСТНИК
о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
№ 07-2019
(июль)
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
3 июля Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:
… об освобождении от НДФЛ матвыгоды от «ипотечных каникул»
… об особенностях налогообложения –– негосударственных пенсионных фондов
Минфин рассказал об основных направлениях налоговой политики на 2020-2022 гг.
Президент подписал закон о расширении прав субъектов РФ по регулированию ПСН
Правительство рассматривает законопроект о новой отчетности компаний – нефинансовой
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 10 по 26 сентября 2019
ГосДумой в 1м чтении принят законопроект с многочисленными поправками в НК6
В ГосДуму поступил законопроект о расширении перечня подакцизных товаров
В ГосДуму внесен законопроект об увеличении налоговых вычетов на детей
В ГосДуму поступил законопроект, упрощающий взыскание задолженности по налогам физлиц
ГосДумой в 1м чтении принят законопроект о 10% НДС при реализации плодово-ягодной продукции
ГосДумой во 2м чтении принят законопроект об изменении условий ИНВ
В ГосДуму внесен законопроект о нулевой ставке НДС для перевозки порожних вагонов
Сенатор предлагает снизить налог на имущество для организаций, находящихся на СНР
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о применении УСН без уведомления налог/органа
СКЭС рассмотрен вопрос об ответственности за недостоверные сведения по форме СЗВ-М
СКАД рассмотрены налог/последствия переквалификации деятельности ФЛ в качестве предпринимательской
СКЭС направила на новое рассмотрение дело о налогообложении оборудования цеха древесных гранул
СКЭС вынесена мотивировка по делу о сроке давности за несвоевременную сдачу СЗВ-М
СКЭС вынесена мотивировка по делу о налоге на имущество при ошибке в группировке здания
ВС РФ привел пример крайней необходимости при совершении налогового преступления
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
По итогам «прямой линии» Президент дал поручения министерствам и ведомствам
Налоговые льготы для инвесторов на Дальнем Востоке могут быть изменены
«Упрощенку» упрощают до процента
Минтруд предлагает сохранить на 2020-2022 гг. тарифы страх/взносов на «травматизм»
Введена административная ответственность за изменение условий госконтракта по госборонзаказу
Минфин не намерен продлевать ЕНВД после 2020 года
ЦБ предложил отложить реформу накопительной пенсии
Иностранных рабочих ждет новый платеж
ТПП предлагает Президенту поддержать меры по урегулированию «семейного бизнеса»
ФНС подготовила обзор судебной практики по налоговым спорам за 2 кв. 2019
Утверждена форма уведомления о налог/декларации по налогу на имущество организаций
Налог/органы разъясняют вопросы рассылки уведомлений об уплате налогов
Российские регионы смогут вводить режим самозанятых с 2020 года
Президент РФ поручил ввести мораторий на новые налоговые льготы для нефтяников
ФНС создает долговые центры для взыскания задолженностей
ФНС не собрала налоги с 800 тыс. участков и домов из-за нехватки данных
Минпромторг анонсировал эксперимент по маркировке минералки в 2020 году
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ
КС об участии страховых взносов при квалификации преступления по ст. 199 УК РФ
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС разъяснила порядок вступления в силу Конвенции по BEPS
На декларантов 3ей "амнистии капиталов" распространено освобождение от адм/ответственности
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Документы по валютным операциям могут разрешить подавать электронно
Правительством предложены меры по дополнительной либерализации валютного регулирования
3 июля Президент РФ подписал несколько законов о налогах и о бизнесе:
… об освобождении от НДФЛ матвыгоды от «ипотечных каникул»
3 июля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ».
Федеральный закон направлен на освобождение доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной ими от экономии на процентах при реализации права на получение «ипотечных каникул», от обложения НДФЛ.
Кроме того, в перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, включаются доходы, полученные налогоплательщиком при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Федеральным законом также освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за совершение отдельных юридически значимых действий в случае внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
… об особенностях налогообложения – негосударственных пенсионных фондов
3 июля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов».
Изменения в пенсионное законодательство и преобразование НПФ в АО привели к изменению состава и перечня доходов и расходов НПФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль: получение фондами вознаграждения в виде постоянной части в течение налогового периода, расходы на постоянное и переменное вознаграждение управляющим компаниям и специализированному депозитарию, необходимые расходы специализированного депозитария, отчисления в Резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию и Агентство по страхованию вкладов.
Закон приводит нормы НК в соответствие с терминологией, используемой в действующей редакции Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Минфин рассказал об основных направлениях налоговой политики на 2020-2022 гг.
В конце июня состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов РФ. На нем обсуждались новации бюджетного и налогового законодательства, проблемы финансирования национальных проектов и другое. С материалами презентаций можно ознакомиться на официальном сайте Минфина РФ в разделе «Материалы семинаров с финансовыми органами субъектов Российской Федерации».
Об основных направлениях налоговой политики рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Виктор Сашичев. В своем выступлении он рассказал о планируемых изменениях в отношении налога на прибыль, НДФЛ, налога на профессиональный доход, УСН и ЕСХН, патентной системы и имущественных налогов.
Что касается налога на прибыль, то планируется установить нулевую налоговую ставку для образовательных, медицинских организаций, а также региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек. Кроме того, субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на НИОКР. Также предусматривается введение льготы для застройщиков – они смогут уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность. Планируется ввести и еще ряд изменений в отношении ограничений на перенос убытка и введения порядка восстановления неуплаченных сумм налога для резидентов ТОСЭР.
В отношении НДФЛ нововведений запланировано немного. Так, для участников программ «Земский доктор» и «Земский учитель» единовременные компенсации в размере до 1 млн руб. планируется освободить от налога. Кроме того, не будет облагаться НДФЛ доход от продажи имущества физлица, если он владел им всего три года.
Изменения коснутся и специальных налоговых режимов. Например, в отношении НПД будет расширен перечень граждан, имеющих возможность применять его. Так, планируется включить в эксперимент ряд субъектов РФ, а также граждан стран СНГ, не являющихся членами ЕАЭС. По УСН планируется отменить обязанность предоставлять декларации предпринимателям, использующим ККТ и рассчитывающим налог с доходов. Также будет предусмотрен переходный период для тех налогоплательщиков, которые превысили ограничение на применение УСН в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников. В отношении ЕСХН будет разработан порядок зачисления в местные бюджеты сумм налога в зависимости от места осуществления производства продукции, а также ее первичной и последующей переработки.
Также планируется, что в период с 2020 по 2022 гг. ряд неналоговых платежей будет включен в НК РФ. Так, к федеральным платежам отнесут экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования. В местный бюджет будут поступать отчисления по туристическому сбору.
Более подробно см. здесь.
Президент подписал закон о расширении прав субъектов РФ по регулированию ПСН
18 июля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в ст. З4643 части второй НК РФ».
Федеральным законом субъектам РФ предоставляется право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам и входящих в дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Правительство рассматривает законопроект о новой отчетности компаний – нефинансовой
Минэкономразвития подготовило законопроект «О публичной нефинансовой отчетности» (ПНО). Документ внесли в Правительство РФ 19 июля.
Под термином ПНО в законопроекте имеются в виду как общие сведения и показатели, отражающие стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, так и «результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи».
Согласно законопроекту эти данные будут должны раскрыть:
- государственные и публичные компании;
- унитарные предприятия;
- компании с годовым объемом выручки или активами от 10 млрд. руб.;
- компании, чьи ценные бумаги включены в котировальные листы бирж.
Требования закона могут коснуться части компаний уже в отчетности за 2019 год. Вместе с законом о ПНО Минэкономразвития готовит и перечень базовых показателей такой отчетности.
Более подробно см. здесь
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 10 по 26 сентября 2019
На пленарном заседании 25 июля утвержден проект постановления ГосДумы № 757161-7 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 сентября 2019 года", согласно которому в сентябре будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:
О проекте федерального закона № 682417-7 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество) (принят в 1 чтении 15.05.19);
О проекте федерального закона № 692202-7 "О внесении изменения в ст. 217 части II НК РФ" (в части освобождения от НДФЛ сумм материальной помощи студентам) (принят в 1 чтении 27.06.19);
О проекте федерального закона № 711844-7 "О внесении изменения в ст. 33319 НК РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях" (рассмотрен Советом ГД 27.05.19);
О проекте федерального закона № 749021-7 "О внесении изменения в ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой и иными лицами) (рассмотрен Советом ГД 15.07.19);
О проекте федерального закона № 720839-7 "О внесении изменений в НК Р Ф и ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (принят в 1 чтении 10.07.19);
О проекте федерального закона № 750011-7 "О внесении изменений в НК РФ" (в части совершенствования налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (принят в 1 чтении 17.07.19);
О проекте федерального закона № 327296-7 "О внесении изменений в ст. 741 НК РФ" (о банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства) (принят в 1 чтении 09.02.18);
О проекте федерального закона № 466325-7 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков) (рассмотрен Советом ГД 23.05.18, 09.01.19).
ГосДумой в 1м чтении принят законопроект с многочисленными поправками в НК
10 июля ГосДумой в первом чтении был принят законопроект № 720839-7 «О внесении изменений в НК РФ и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)», вносящий значительное количество важных изменений в НК РФ.
В частности, в качестве мер по совершенствованию налогового администрирования предлагается для удобства физлиц обеспечить возможность представлять в налоговые органы и получать документы и иную информацию от налоговых органов через МФЦ.
Уточняется порядок постановки на учет в налоговом органе физлица на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре ЗАГС, а также иностранного банка в связи с открытием корреспондентского счета в российском банке.
Вводится регламентация проведения взаимосогласительных процедур в соответствии с международными договорами РФ по вопросам налогообложения.
По НДС проектом предусматривается восстановление сумм налога правопреемником реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур, выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организацией, прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу.
По НДФЛ устанавливается, что доначисленные по итогам налоговой проверки и уплаченные налоговым агентом суммы НДФЛ не признаются доходами физических лиц; российские организации и ИП, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, признаются налоговыми агентами; в случае непредставления физлицом декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, налоговый орган вправе на основе имеющихся у него документов (сведений) о таких доходах и налогоплательщике исчислить подлежащую уплате сумму налога; уточняются правила представления отчетности по НДФЛ и уплаты сумм налога организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования.
По налогу на прибыль предусмотрен особый порядок учета прибыли (убытков) при реорганизации организаций, а также исключение возможности возврата излишне уплаченного налога в срок, превышающий три года со дня уплаты указанной суммы налога, путем внесения исправлений в налоговую декларацию текущего периода. Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому, имея в виду необходимость формирования остаточной стоимости подобного имущества, несмотря на то, что это имущество может временно не использоваться в деятельности, направленной на получение дохода. Одновременно регламентирован порядок применения налогоплательщиками того или иного способа начисления амортизации.
Изменения касаются также налогообложения акцизами, ЕНВД, ПСН и ЕСХН, имущественными налогами физлиц, страховыми взносами.
В ГосДуму поступил законопроект о расширении перечня подакцизных товаров
9 июля в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 750011-7 «О внесении изменений в НК РФ (в части совершенствования налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)».
Законопроектом предлагается отнести к подакцизным товарам спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию, разлитую в малые емкости, продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, виноматериалы (за исключением виноматериалов, предназначенных для производства дистиллятов), виноград, используемый для производства вина, игристого вина (шампанского), спиртных напитков, изготовленных по технологии полного цикла.
При этом законопроектом предусматривается предоставление налогоплательщикам, осуществляющим производство указанной продукции, права на получение налоговых вычетов при условии надлежащего использования подакцизного сырья.
Кроме того, законопроектом предлагается: унифицировать ставки акцизов на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %; установить ставку акциза на винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, на уровне ставки акциза на игристые вина (шампанские) и единые налоговые ставки акциза на вина, игристые вина (шампанские), производимые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ.
В ГосДуму внесен законопроект об увеличении налоговых вычетов на детей
11 июля депутаты из «КПРФ» внесли в ГосДуму законопроект № 751335-7 «О внесении изменений в статью 218 части второй НК РФ».
Размер стандартного налогового вычета, распространяемого на каждого родителя, супруга родителя или усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, предлагается повысить:
- с 1 400 руб. до 2 500 руб. - на первого ребенка;
- с 1 400 руб. до 2 500 руб. - на второго ребенка;
- с 3 000 руб. до 4 500- на третьего и каждого последующего ребенка;
- с 12 000 руб. до 12 500 - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является, инвалидом I или II группы.
Аналогичные изменения предусмотрены и в отношении вычетов для опекуна, попечителя, приемного родителя или его супруга, на обеспечении которых находится ребенок. Только на ребенка-инвалида вычет предложено сделать в 8000 руб.
Также в абз. 16 и 17 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК предлагается повысить уровень доходов работающих граждан, имеющих детей, с 350 000 руб. до 400 000 руб., при превышении которого налоговый вычет не применяется.
В ГосДуму поступил законопроект, упрощающий взыскание задолженности по налогам физлиц
11 июля Псковское областное Собрание депутатов внесло в ГосДуму законопроект № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой НК РФ».
Принятие законопроекта позволит сократить процедуру взыскания задолженности физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам. Так, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом требования об уплате налога налоговый орган (таможенный орган) сможет взыскать их принудительно за счет имущества налогоплательщика - на основании соответствующего решения путем направления постановления (по аналогии с постановлением по делу об административном правонарушении) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В целях исключения возможных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами (таможенными органами) в части срока вынесения решения о взыскании недоимки, который судами может быть трактован как пресекательный, после истечения которого требование погасить недоимку за счет имущества признается неправомерным, законопроект сохраняет право налогового органа (таможенного органа), в случае пропуска срока на бесспорное взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика, обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов.
ГосДумой в 1м чтении принят законопроект о 10% НДС при реализации плодово-ягодной продукции
18 июля ГосДумой в первом чтении был принят законопроект № 752536-7 «О внесении изменения в ст.ст. 164 части второй НК РФ (об установлении пониженной ставки НДС в отношении отдельных видов плодово-ягодной продукции)».
Законопроект предусматривает включение в установленный подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ перечень продовольственных товаров, налогообложение реализации которых производится по налоговой ставке 10%, фруктов и ягод (в том числе винограда).
Законопроект позволит отечественным производителям увеличить объемы оборотных средств и направить их на закладку новых садов и на обеспечение технологий для наращивания объемов производства продукции садоводства и виноградарства.
ГосДумой во 2м чтении принят законопроект об изменении условий ИНВ
11 июля ГосДумой во 2м чтении принят правительственный законопроект № 715756-7 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым предлагается изменить условия получения компаниями инвестиционного налогового вычета».
В частности, предлагает расширить перечень оборудования, покупку которого можно возместить, а также разрешить использовать вычет консолидированной группе налогоплательщиков.
Инвестиционный налоговый вычет можно будет получить из 100% расходов на создание транспортной и коммунальной инфраструктур и 80% — на создание социальной инфраструктуры, однако при условии, что постройка объектов ведется в рамках комплексного освоения территорий для жилищного строительства.
В ГосДуму внесен законопроект о нулевой ставке НДС для перевозки порожних вагонов
15 июля депутаты-«единороссы» внесли в ГосДуму законопроект № 753237-7 «О внесении изменений в ст. 164 и 165 части второй НК РФ» (в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС)».
Законопроект распространяет действие ставки НДС 0 % на международные транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов. В качестве документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения нулевой ставки можно использовать копии перевозочных документов (реестры перевозочных документов) по аналогии с нормами п. п. 4.1 и 5.1 ст. 165 НК РФ.
Сенатор предлагает снизить налог на имущество для организаций, находящихся на СНР
18 июля Член Совета Федерации С.В.Калашников внес в ГосДуму законопроект № 757476-7 «О внесении изменений в ст.ст. 380 и 406 части второй НК РФ».
В целях снижения налоговой нагрузки и оказания мер государственной поддержки организациям, применяющим специальные налоговые режимы, законопроектом предусматривается установление предельного уровня налоговой ставки по налогу на имущество организаций, базой для исчисления которого является кадастровая стоимость имущества, на период 2020-2022 гг. в размере 0,5% (вместо 2%).
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о применении УСН без уведомления налог/органа
26 июня Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли налогоплательщик, утративший право на применение УСН, вновь применять УСН без подачи уведомления в налоговый орган. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017).
Фабула дела: с 01.01.2006 налогоплательщик применял УСН на основании уведомления, выданного налоговым органом. С 2007 по 2012 гг. налогоплательщик не соответствовал требованиям подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку его единственным участником являлось ООО, что свидетельствует об утрате им права на применение УСН и необходимости применения ОСНО. Налогоплательщик перешел на УСН с 2013 г., поскольку вновь стал соответствовать критериям УСН, однако заявление о переходе на УСН налогоплательщик в налоговый орган не представил. По итогам ВНП за 2013-2015 гг. налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги по ОСНО.
Арбитражные суды трех инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что последний не подавал уведомление о переходе на УСН, в связи с чем обязан был применять ОСНО.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и удовлетворила кассационную жалобу налогоплательщика. Экономколлегия указала, что применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, состоит не в получении согласия налогового органа на применение спецрежима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
В данном случае ИФНС, обладая сведениями о применении налогоплательщиком УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала представления отчетности по ОСНО и в течение всего охваченного налоговой проверкой периода не направляла сообщение о несоответствии требованиям применения УСН. При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе доначислять налоги по ОСНО по формальным основаниям.
СКЭС рассмотрен вопрос об ответственности за недостоверные сведения по форме СЗВ-М
3 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос об ответственности учреждения за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, с учетом внесения в них дополнений. Дело рассмотрено в пользу страхователя (Определение ВС РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018).
Фабула дела: по результатам проверки дополнительно представленных учреждением сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. в отношении четырех застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, ПФР пришел к выводу о представлении учреждением неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. и привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Неуплата учреждением штрафа послужила основанием для обращения ПФР в арбитражный суд за его взысканием.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций отказали ПФР в удовлетворении требований, исходя из того, что самостоятельно выявив ошибку, до ее обнаружения ПФР, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
АС СКО отменил решения нижестоящих судов и удовлетворил требования ПФР, ссылаясь на то, что дополнительные (корректирующие) сведения о застрахованных лицах были представлены учреждением после получения уведомления ПФР об ошибке, т.е. ошибка была обнаружена ПФР. Кроме того, представление учреждением дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М не может рассматриваться как исправление ранее представленных сведений, поскольку эти сведения ранее не представлялись и являются новыми.
СКЭС ВС РФ отменила постановление АС СКО и оставила в силе решения судов I и апелляционной инстанций. Экономколлегия указала, что из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы. Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы ПФР уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом ПФР страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
СКАД рассмотрены налог/последствия переквалификации деятельности ФЛ в качестве предпринимательской
10 апреля Судебной коллегией по административным делам ВС РФ были рассмотрены вопросы возникновения у физлица обязанности по уплате НДС, НДФЛ, пени и штрафных санкций в случае признания деятельности по сдаче в аренду и продаже недвижимого имущества в качестве предпринимательской деятельности. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (Кассационное определение ВС РФ от 10.04.2019 № 51-КА19-1).
Фабула дела: доход от продажи и сдачи в аренду нежилых помещений налогоплательщик облагал НДФЛ в качестве физического лица. В ходе налоговой проверки налоговый орган переквалифицировал указанную деятельность в качестве предпринимательской, доначислив НДС и НДФЛ, пени и штрафы по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ.
Суды I и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении требований, квалифицировав деятельность налогоплательщика в качестве предпринимательской исходя из целей и особенности действий физического лица, коммерческого предназначения предоставляемого в аренду и проданного впоследствии имущества.
СКАД ВС РФ согласилась с квалификацией деятельности налогоплательщика в качестве предпринимательской, однако отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд Iинстанции, указав на необходимость выяснения судом следующих обстоятельств:
- наличия оснований для освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей по уплате НДС на основании п. 1 ст. 145 НК РФ;
- проверки договоров аренды на соответствие арендодателя спорному налогоплательщику;
- проверяя законность санкции в виде начисления пени и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, суды не проверили, соблюдено ли требование защиты правомерных ожиданий предпринимателя при переквалификации деятельности на предпринимательскую, и не выясняли вопросов, имеющих юридическое значение при привлечении к ответственности, а именно предоставлялось ли налоговым органом налогоплательщику время для исправления выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, предлагалось ли налогоплательщику представить пояснения по выявленным обстоятельствам.
Админколлегия особо отметила, что налоговый орган имел информацию о доходах истца, поскольку в течение четырех лет принимал декларации, в течение более шести лет - справки 2-НДФЛ и налоговые платежи. Суду при новом рассмотрении дела надлежит проверить, воспользовался ли налоговый орган этой информацией, с тем чтобы предложить предпринимателю уплачивать налоги с учетом такого характера деятельности; уведомлялся ли налогоплаткельщик уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции о необходимости применения соответствующей системы налогообложения.
СКЭС направила на новое рассмотрение дело о налогообложении оборудования цеха древесных гранул
10 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о квалификации оборудования цеха в качестве недвижимого имущества в целях налогообложения налогом на имущество организаций. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018).
Фабула дела: в ходе ВНП налоговый орган счел, что объект «Цех по производству древесных гранул» (здание и установленное в нем оборудование, за исключением комплектной трансформаторной подстанции) является объектом недвижимого имущества, в связи с чем у налогоплательщика в отношении данного объекта отсутствует право на льготу по налогу на имущество, установленное п. 25 ст. 381 НК РФ.
Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа.
СКЭС ВС РФ отменила решения судов и направила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции. При рассмотрении дела налогоплательщик обращал внимание на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, действовавшему на момент принятия этих объектов к учету, предназначены не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции, и относятся к такому виду объектов основных средств как машины и оборудование, классификатором прямо не предусмотрено их включение в состав зданий. Кроме того, налогоплательщик ссылался на письмо бюро технической инвентаризации, которое указало, что спорное оборудование не является недвижимым имуществом.
СКЭС вынесена мотивировка по делу о сроке давности за несвоевременную сдачу СЗВ-М
17 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о правомерности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М, спустя год после допущенного правонарушения. Дело рассмотрено в пользу страхователя (дело № А40-22593/2018).
Фабула дела: 12.12.2016 страхователь по ТКС представил отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц с указанием периода – декабрь 2016 г. Впоследствии, выявив ошибку, 23.12.2016 страхователь отменил указанную отчетность, одновременно представив форму СЗВ-М аналогичного содержания, с указанием периода – ноябрь 2016 г. По данным основаниям ПФР составлен акт об обнаруженном правонарушении от 06.11.2017 и принято решение от 18.12.2017 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа по п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Арбитражные суды трех инстанций пришли к выводам о наличии в деянии страхователя состава вмененного правонарушения.
СКЭС ВС РФ отменила решения судов и удовлетворила требования страхователя.
Судебная коллегия указала, что из норм действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы. Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Кроме того, оспариваемое решение принято контролирующим органом за пределами установленных сроков.
В этой связи СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что представление страхователем 23.12.2016 отчетности за ноябрь 2016 года по форме СЗВ-М, ранее представленной своевременно, 12.12.2016, но с явно ошибочным указанием отчетного периода, является самостоятельным выявлением ошибки, исключающим привлечение общества к ответственности.
СКЭС вынесена мотивировка по делу о налоге на имущество при ошибке в группировке здания
17 июля Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке налогообложения налогом на имущество в случае исправления ошибки о группировке здания в Постановлении субъекта РФ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд I инстанции (дело № А40-232515/2017).
Фабула дела: налогоплательщик исчислил налог на имущество за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве», равной 58 209 523 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09.02.2016, вынесенным по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы, установлено, что результаты кадастровой оценки указанного объекта определены с ошибкой. Здание включено в 12 группу «Прочие объекты» в то время, как достоверным значением является 7 группа «Объекты офисно-делового назначения».
Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП внесены изменения в постановление от 21.11.2014 № 688-ПП, с учетом выявленной ошибки кадастровая стоимость здания определена в размере 863 711 645 руб. 50 коп. Также установлено, что исправленные результаты подлежат применению с 01.01.2016.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на имущество налоговый орган доначислил недоимку, пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с неверным применением налогоплательщиком кадастровой стоимости.
Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, исходя из того, что внесение изменений в ЕГРН датировано 16.06.2016, т.е. было осуществлено до принятия постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП. В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности данная кадастровая стоимость подлежит применению в том году, в котором в комиссию было подано заявление о ее пересмотре, т.е. в 2016 г.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Iинстанции.
Судебная коллегия указала, что в 2016 году для Общества сложилась ситуация, когда изначальная кадастровая стоимость объекта признана недостоверной, однако Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП, которым утверждена новая кадастровая стоимость, не имеет обратной силы и не может применяться как ухудшающее положение налогоплательщиков.
В этой связи СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что, если кадастровую стоимость признали недостоверной, то налогоплательщик должен рассчитывать налоги исходя из рыночной стоимости. При этом рыночная оценка, будучи индивидуальной, имеет приоритет над кадастровой. Поэтому налогоплательщик оспаривать кадастровую стоимость, которую получили «массовым» методом.
При этом судебная коллегия опровергнула доводы налогоплательщика о том, что государство не может обманывать ожидания налогоплательщиков, поскольку защите подлежат только правомерные ожидания. В данном же случае разница между первой и второй кадастровой стоимостью является многократной, что позволяет сделать вывод о заведомой некорректности ранее состоявшейся кадастровой оценки, о чем не мог не знать налогоплательщик, являющийся действующей коммерческой организацией.
ВС РФ привел пример крайней необходимости при совершении налогового преступления
В «Обзоре практики применения судами положения главы 8 УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния» ВС РФ привел любопытный налоговый казус.
Директор завода был осужден за сокрытие денежных средств предприятия, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере.
До возбуждения уголовного дела директор предпринимал безуспешные попытки добиться от инспекции рассрочки по уплате налогов и направлял письма в региональное и федеральное правительства с просьбами учесть убыточность и социально-экономическую значимость предприятия.
Понимая, что работу предприятия нельзя остановить, директор просил аффилированные компании погашать дебиторскую задолженность сразу в адрес коммунальщиков и трудящихся. По указанию директора денежные средства направлялись на приобретение сырья, товаров, продукции, расходных материалов и комплектующих, оплату коммунальных платежей за поставки электроэнергии, газа, воды, договорных обязательств, оказания услуг, связанных с производственным процессом.
Свердловский областной суд согласился с доводами директора предприятия и отменил приговор районного суда, указав, что в сложившейся обстановке директора действовал в состоянии крайней необходимости с целью устранения опасности, которая не могла быть устранена иными средствами, при этом им не допущено превышения пределов крайней необходимости, что исключает преступность деяния.
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
По итогам «прямой линии» Президент дал поручения министерствам и ведомствам
Президент РФ В. В. Путин утвердил Перечень поручений по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 20 июня 2019 г.
Правительству РФ, в частности, необходимо:
- обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих предоставление застройщикам права уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов, понесенных в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную или муниципальную собственность, а также освобождение операций по передаче таких объектов от обложения НДС (подп. «б» п. 1);
- создать механизм сглаживания колебаний цен на керосин авиационный и битум дорожный на внутреннем рынке, обеспечив сдерживание их роста в пределах инфляции (подп. «в» п. 1);
- представить предложения о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры путём использования преимущественно отечественного программного обеспечения (подп. «д» п. 1) и др.
Минсельхозу РФ поручено в срок до 1 октября 2019 г. представить предложения по поддержке региональных брендов продуктов питания (п. 2).
ФАС РФ поручено обеспечить проведение мониторинга обоснованности изменений размера платы, вносимой гражданами за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и при необходимости принять меры, направленные на недопущение существенного и непропорционального роста тарифов (п. 6).
Генпрокуратуре РФ поручено совместно с Верховным Судом РФ проанализировать правоприменительную практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, и внести предложения, направленные на устранение причин и условий необоснованного применения данной меры к указанной категории лиц. Срок – до 1 декабря 2019 г. (подп. «б» п. 7).
Администрации Президента РФ поручено подготовить совместно с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ и представить предложения по уточнению норм законодательства, касающихся организованной преступной деятельности, в целях исключения применения этих норм в отношении преступлений в сфере экономической деятельности. Срок – 1 августа 2019 г. (п. 8).
Налоговые льготы для инвесторов на Дальнем Востоке могут быть изменены
Глава Минвостокразвития РФ Александр Козлов указал, что ведомство рассматривает возможность изменения льготного налогового режима для резидентов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Соответствующая просьба поступила от дальневосточного бизнеса и региональных властей.
По словам А. Козлова, сейчас прорабатывается вопрос об установлении ставки налога на прибыль 7 % с момента старта проекта вместо нынешнего нуля в течение 5 лет и дальнейших 10%. Эта мера «сделает экономику крупных и средних проектов более эффективной» за счет того, что регионы начнут сразу получать доходы от реализации инвестпроектов.
Более подробно см. здесь.
«Упрощенку» упрощают до процента
По итогам совещания по реализации нацпроектов, проведенного в Новокузнецке 19 июня, первый вице-премьер Антон Силуанов дал поручения Минфину, ФНС, Минтруду и АО «Российский экспортный центр» «внести предложения… о возможности изменения порядка исчисления страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, по формуле 1% от суммы «доходы — расходы»».
Минфин уже подготовил предложение об изменении порядка исчисления страховых взносов ИП на УСН и направил его в правительство. «Данное предложение планируется включить в проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2020–2022 гг.»»,— пояснили в пресс-службе ведомства.
Более подробно см. здесь.
Минтруд предлагает сохранить на 2020-2022 гг. тарифы страх/взносов на «травматизм»
Согласно проекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 г.» (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).
Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Более подробно см.здесь.
Введена административная ответственность за изменение условий госконтракта по гособоронзаказу
3 июля Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Федеральным законом ст. 7.29 КоАП РФ дополняется частью 4, предусматривающей административную ответственность за принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путём проведения конкурса или аукциона.
Ст. 7.32 Кодекса дополняется частью 4.1, предусматривающей административную ответственность за изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
За совершение данного правонарушения, если оно повлекло дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшение количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 7.29 Кодекса, относятся к подведомственности контрольных органов в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ст. 23.66).
Кроме того, Федеральным законом приостанавливается до 1 июля 2020 г. действие ч. ч. 2–4 и 6 ст. 14.5 Кодекса (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники) в отношении применения ККТ при осуществлении расчётов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчётов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).
Минфин не намерен продлевать ЕНВД после 2020 года
Министерство финансов РФ не рассматривает возможность продления действия ЕНВД после 2020 года, сообщил в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации глава ведомства, первый вице-премьер Антон Силуанов.
По мнению министра, ЕНВД оказался не самым эффективным режимом налогообложения, потому что через ЕНВД происходит существенное уклонение от уплаты налогов.
Более подробно см. здесь.
ЦБ предложил отложить реформу накопительной пенсии
Банк России и Минфин обсуждают возможность переноса публичного обсуждения законопроекта о введении системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) на 2020 год.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отказалась поддержать исключительно добровольный формат подключения россиян к отчислениям взносов в ИПК, разработанный Минфином после соответствующего требования президента Владимира Путина.
По замыслу Минфина и ЦБ, работающие россияне — участники системы ИПК — будут отчислять со своей зарплаты взносы на будущую пенсию в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Размер взносов в ИПК планировалось постепенно увеличивать от 0% в первый год подключения к системе до 6% через пять лет, то есть на 1 п.п. в год. Эти накопления должны стать собственностью граждан, а не государства.
Более подробно см. здесь.
Иностранных рабочих ждет новый платеж
Эксперты МВД России и представители научного сообщества обсуждают проблему возможного введения для иностранных рабочих нового вида платежей. Речь идет о тех так называемых самозанятых иностранцах, которые трудятся по найму у физических лиц, выполняя работу по дому, по даче и т.п.
Предлагается установить для постоянно и временно проживающих в России самозанятых иностранных граждан авансовые платежи по аналогии с платежами, которые платят обладатели патента. Уплата такого платежа и подоходного налога является подтверждением проживания в стране и наличия самого дохода. То есть становится понятно, что человек зарабатывает деньги на законных основаниях.
Более подробно см. здесь.
ТПП предлагает Президенту поддержать меры по урегулированию «семейного бизнеса»
15 июля председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Николаевич Катырин встретился с Президентом РФ В.В. Путиным и обратился к нему с предложением о поддержке Президентом идеи о введении в российское законодательство категории «семейный бизнес» (см. здесь).
Президент инициативу ТПП поддержал, т.к. увидел в ней не только возможности по легализации огромного сектора малого бизнеса, но и дополнительный фискальный потенциал.
Более того, после вышеуказанного разговора был подготовлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ " в части закрепления понятия "семейное предприятие", которым к субъектам малого и среднего предпринимательства предлагается отнести семейные предприятия.
При этом субъект малого и среднего предпринимательства может быть признан семейным предприятием только в случае соответствия одному из следующих условий по итогам предыдущего календарного года:
- участники хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства - члены одной семьи владеют суммарно более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства или более чем пятьюдесятью процентов голосующих акций акционерного общества и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица либо председателем совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества;
- не менее пятидесяти процентов членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи;
- не менее пятидесяти процентов работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.
Для целей определения семейного предприятия к членам семьи относятся супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.
Оказание поддержки семейным предприятиям может осуществляться в формах и видах, предусмотренных на федеральном, региональном и местном уровнях.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будет содержаться указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является семейным предприятием.
Более подробно см. здесь.
ФНС подготовила обзор судебной практики по налоговым спорам за 2 кв. 2019
В "Обзоре правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2019 года по вопросам налогообложения" приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- арбитражные суды ошибочно полагали, что при применении ПСН по сдаче в аренду помещений для определения количества обособленных объектов имеют значение не свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимости, а договоры аренды, заключенные налогоплательщиком с арендаторами. КС РФ указал, что в случае сдачи в аренду, например, здания на основании одного договора аренды - это будет считаться одним обособленным объектом. Если ИП сдаст в аренду ряд помещений в нем по отдельным договорам аренды, то налоговая нагрузка возрастет многократно при тех же самых характеристиках недвижимого имущества. Следовательно, размер налогового бремени может увеличиваться непропорционально полученному налогоплательщиком от данного вида деятельности доходу, что приводит, с учетом правоприменительной практики, к нарушению принципов равенства налогообложения и экономического основания налога;
- КС РФ подтвердил возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие ошибочно предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по НДФЛ, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;
- утрата обществом права на применение УСН в период выполнения работ по госконтракту не могла служить основанием для увеличения договорной цены. При этом для того, чтобы определить его налоговые обязательства по НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности, можно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118;
- в НК РФ отсутствуют положения, направленные на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов в связи с тем, что местом их размещения выступают транспортные средства.
Более подробно см. здесь.
Утверждена форма уведомления о налог/декларации по налогу на имущество организаций
С 1 января 2020 г. налогоплательщики, состоящие на учете на территории субъекта РФ в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, вправе представлять налоговую декларацию в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган.
Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@ "Об утверждении формы уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций" утверждена форма такого уведомления.
Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Более подробно см. здесь.
Налог/органы разъясняют вопросы рассылки уведомлений об уплате налогов
В связи с приближением кампании по массовой рассылке налоговых уведомлений некоторые региональные налоговые органы напоминают, что единые уведомления на уплату имущественных налогов не направляются на единый портал предоставления государственных услуг (ЕПГУ).
На портале ЕПГУ сумма отображается только когда переходит в раздел задолженности, то есть после истечения установленного законодательством срока для уплаты, в этом году - это 2 декабря. Сервис на едином портале так и называется «Налоговая задолженность».
Рассылка уведомлений происходит только по почте на адрес регистрации собственника имущества или в электронном виде зарегистрированным пользователям сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. Для входа в указанный сервис можно использовать как логин и пароль, выданные в налоговой инспекции или МФЦ, так и подтвержденную учетную запись единого портала госуслуг.
Также налоговые органы напоминают, что получить единое уведомление можно в отделениях МФЦ, для этого при себе необходимо иметь паспорт и ИНН.
Более подробно см. здесь.
Российские регионы смогут вводить режим самозанятых с 2020 года
Режим самозанятых с 2020 года сможет вводить любой регион России, такое решение есть, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Он отметил, что сегодня этот налоговый режим уже нашел свою нишу, значительное количество зарегистрировалось и платят «сотни миллионов рублей налогов в бюджет».
Более подробно см. здесь
Президент РФ поручил ввести мораторий на новые налоговые льготы для нефтяников
Президент РФ В.В. Путин поручил ввести мораторий на новые меры господдержки при разработке нефтяных месторождений в России.
Это правило будет действовать до завершения инвентаризации запасов месторождений, целью которой является проверка экономической эффективности их освоения. «Срок — 31 декабря 2019 года»,— говорится в поручении.
Однако под вводимый мораторий не попадет лишь один проект – Приобское месторождение «Роснефти». Владимир Путин поручил Минэнерго и Минфину изучить экономическое обоснование для предоставления господдержки для разработки этого месторождения — крупнейшего по добыче в России.
Более подробно см. здесь и здесь
ФНС создает долговые центры для взыскания задолженностей
Федеральной налоговой службой создаются специализированные инспекции по взысканию налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Долговые центры. О создании такого центра сообщила пресс-служба УФНС Башкортостана.
С 30.04.2019 функции Долгового центра в республике выполняет Межрайонная ИФНС России № 4.
Основная задача Долгового центра - повышение эффективности взыскания налоговой задолженности путем перехода к стратегии управления долгом, направленной на предупреждение образования долга, побуждение его погашения и предусматривающей сочетание процессного и проектного подходов.
Эта задача должна быть обеспечена Долговым центром в результате максимальной автоматизации механизмов взыскания задолженности и выявления недобросовестных налогоплательщиков, применяющих схемы уклонения от уплаты налогов, пресечения незаконного сокрытия активов.
При этом создание Долгового центра не предполагает воздействия на добросовестных налогоплательщиков. Порядок уплаты налоговых платежей, в том числе в счет погашения задолженности, не изменяется. За налогоплательщиками сохраняется право обращения по всем вопросам взыскания и урегулирования задолженности в инспекции по месту учета.
Пока Долговые центры созданы в девяти регионах, при этом какие конкретно регионы, на сайте УФНС не сообщается.
Более подробно см. здесь
ФНС не собрала налоги с 800 тыс. участков и домов из-за нехватки данных
Федеральная налоговая служба (ФНС) не может собрать налоги с 800 тыс. объектов недвижимости в России из-за отсутствия данных об их владельцах. Это следует из доклада Счетной палаты по итогам проверки администрирования имущественных налогов на примере Смоленской и Ивановской областей, а также их административных центров.
Аудиторы выяснили, что значительное количество объектов налогообложения в этих двух регионах попросту не состоит на налоговом учете. Счетная палата отметила, что такая ситуация типична для страны и характерна для других российских регионов.
«Примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства, о которых мы знаем, мы не можем исчислить налог, потому что у нас полностью отсутствуют данные о правообладателях либо присутствуют в недостаточном объеме», — отметила зам.главы ФНС Светлана Бондарчук.
Более подробно см. здесь
ФНС возьмет граждан на учет
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании единого информационного ресурса данных физ/лиц. Он объединит все официальные данные гражданина — от ФИО до семейных связей — и обеспечит их гармонизацию с ведомственными информационными системами.
Оператором базы будет ФНС, ранее получившая полномочия по созданию электронной системы ЗАГСов. Так государство планирует добиться точного статистического учета населения, улучшить государственное управление и качество государственных услуг, повысить собираемость налогов и обеспечить адресность социальной поддержки. Также ресурс будет использоваться для обеспечения избирательных прав граждан и военного призыва.
По мнению властей, отсутствие централизованной базы данных о гражданах является причиной отсутствия точной информации о потенциальных бюджетных расходах: например, в вопросах социальной помощи, пенсионного учета и др. Ресурс должен, в частности, вывести «на качественно новый уровень» расчет и начисление НДФЛ, сократить объемы уклонения от уплаты налогов и мошенничества в сфере предоставления льгот населению и повысить собираемость платежей в бюджеты.
Также базу предполагается использовать для контроля исполнения гражданами воинской обязанности и обеспечения их избирательных прав. Старт работы ресурса предполагается с января 2022 года, до 2025-го продлится переходный период.
Более подробно см. здесь.
Минпромторг анонсировал эксперимент по маркировке минералки в 2020 году
Минпромторг планирует провести эксперимент по маркировке минеральной воды в 2020 году.
«Мы сделаем это достаточно оперативно. Потому что подделок очень много. В следующем году мы можем, как минимум, запустить эксперимент, а может быть даже уже и ввести обязательную маркировку»,— сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
По словам замминистра, маркировка не повлияет на цены на минералку. «Когда мы с компанией Центра развития перспективных технологий просчитывали, какие косты могут быть у производителей готовой молочной продукции, даже с учетом покупки оборудования и нанесения стикера — от 1 до 8 коп. на единицу изделия. Плюс 50 коп. стоит сам код. То есть эти никак значительно не повлияет на цену, в том числе и минеральной воды»,— сказал он.
Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что необходимо начать маркировку питьевой воды, поскольку более 25% товаров являются подделкой (в среднем по России). В некоторых регионах этот показатель достигает 80%. Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод выступил против маркировки, сославшись на «незначительность» объема контрафакта.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ
КС об участии страховых взносов при квалификации преступления по ст. 199 УК РФ
Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 09.07.2019 №27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 199 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданина Д.Н.Алганова».
Руководитель организации был признан виновным в уклонении от уплаты налогов за 2012 г. в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ). Суд основывался на заключении специалиста о том, что доля неуплаченных налогов составила 50,19 % от общей суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет за 2012 г.
Предметом рассмотрения КС являлся вопрос о возможности включения страховых взносов в состав подлежащих уплате публичных платежей для целей квалификации уклонения от уплаты налогов, совершенного до вступления в силу внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ изменений, распространивших положения ст. 199 УК РФ на уплату страховых взносов.
КС РФ разъяснил, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов традиционно (с момента криминализации данного деяния Федеральным законом от 25.06.1998 № 92-ФЗ и по настоящее время) обеспечивается теми уголовно-правовыми нормами, которые применяются законодателем к налоговым преступлениям.
Включение Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ страховых взносов, наряду с налогами и сборами, в число платежей, уклонение от уплаты которых влечет ответственность на основании ст. 199 УК РФ, а равно и дополнение страховыми взносами указанной в пункте 1 примечаний к данной статье совокупности подлежащих уплате платежей, от которой рассчитывается доля неуплаченных платежей при определении размера уклонения от их уплаты, свидетельствуют о том, что законодатель для целей уголовно-правового регулирования рассматривает уплату законно установленных налогов, сборов и страховых взносов как консолидированную обязанность публично-правового характера, неисполнение которой влечет публичную ответственность.
КС РФ указал на отсутствие препятствий для придания обратной силы применяемым в нормативном единстве с ч. 1 ст. 10 УК РФ положениям ст. 199 УК в действующей редакции, изложенной Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ,в части включения страховых взносов в состав платежей, учитываемых для целей квалификации уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенного до вступления в силу данного Федерального закона, если включение суммы страховых взносов в состав суммы подлежащих уплате платежей (помимо ранее включенных в нее налогов и сборов) означает такое увеличение базы, от которой определяется необходимая для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов либо для установления признаков квалифицированного состава этого преступления доля неуплаченных платежей в процентном отношении к подлежащим уплате в совокупности, и, как следствие, такое уменьшение самой доли, от которой зависит уголовно-правовая квалификация деяния, что, с учетом объема исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов за соответствующий период, это будет означать улучшение положения лица в отношении возможности его привлечения к уголовной ответственности либо квалификации содеянного.
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС разъяснила порядок вступления в силу Конвенции по BEPS
С 10.10.2019 г. для России вступает в силу Конвенция о мерах противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, относящихся к налоговым соглашениям. В связи с этим 3 июля 2019 г. Минфин РФ выпустил Информационное сообщение о вступлении в силу многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 г.
Конвенция будет применяться к 71 соглашению, заключенному Россией с иностранными государствами. Исключение составляют соглашения со странами, не являющимися участниками Специальной группы экономического сотрудничества и развития по разработке Конвенции, а также соглашения с теми странами, с которыми ведутся переговоры по заключению новых соглашений или протоколов о внесении изменений с учетом положений Конвенции.
Конвенция содержит, в частности, следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к соглашениям:
- применение правил, ограничивающих злоупотребления положениями соглашений;
- правила о взаимосогласительных процедурах;
- требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.
Пока Конвенция ратифицирована 20 государствами, на соглашения с которыми распространяется ее действие, в числе которых Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Индия, Ирландия, Израиль, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, ОАЭ, Польша, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Финляндия, Франция.
Более подробно см.здесь.
На декларантов 3ей "амнистии капиталов" распространено освобождение от адм/ответственности
Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2019 № 178-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14.1 КоАП РФ".
Согласно дополнению, внесенному в примечания к статье 14.1 КоАП РФ, условия освобождения от административной ответственности, предусмотренные примечанием 2 к указанной статье, применяются также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования.
Напомним, что согласно примечанию 2 к статье 14.1 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ, при условии если:
- это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации;
- если такие действия (бездействие) связаны, в частности, с имуществом, контролируемыми иностранными компаниями, с совершением валютных операций, зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Более подробно см. здесь.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Документы по валютным операциям могут разрешить подавать электронно
8 июля Минфин РФ разместил на официальном портале проектов нормативно-правовых актов проект постановления «О внесении изменений в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством РФ органам валютного контроля».
Поправки позволяют предоставлять в органы валютного контроля подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами РФ в электронной форме.
Проектом устанавливаются дополнительные возможности для органов валютного контроля направлять резидентам и нерезидентам запросы о представлении подтверждающих документов (или их копий) и информации при осуществлении валютных операций, а также для предоставления запрашиваемых документов и информации в электронной форме с использованием информационной системы «Одно окно» на платформе АО «Российский экспортный центр».
Более подробно см. здесь.
Правительством предложены меры по дополнительной либерализации валютного регулирования
Проектом Федерального закона № 753653-7 "О внесении изменений в ст.ст. 9 и 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части установления дополнительных разрешенных случаев совершения резидентами валютных операций с наличной иностранной валютой и
наличной валютой РФ", в частности, предусматривается, что юридические лица - резиденты смогут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, в том числе, выплаты наличной валюты РФ физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса РФ.
Также предполагается, что юридические лица - резиденты смогут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.
Физическим лицам - резидентам также разрешается осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой по получению ими денежных средств для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.
Более подробно см. здесь.