Финансовая и налоговая безопасность предпринимательства

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 4-2018

14.01.2019

 

 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 04-2018

(декабрь)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президент подписал многочисленные изменения в части I и II НК РФ

… о введении спецналогрежима для самозанятых

… об отдельных вопросах исчисления налогов (НДС, акциз, налог на прибыль и т.д.)

… о представлении бухгалтерской отчетности в налог/органы

… о конкретизации необлагаемых доходов проф/объединений страховщиков

… о налоговых льготах меценатам

Перед новым 2019 г. Президент РФ подписал законы о поправках в НК РФ:

… об освобождении налог/агентов от штрафов за просрочку уплаты НДФЛ

… об особенностях налогообложения иностранных компаний

… о нулевой ставке НДС для международных перевозчиков

Глава ФНС объявил о трансформации ФНС и налогов в будущем

ГОСДУМА И НАЛОГИ

В ГосДуму поступил законопроект о поправках в Конвенцию об ИДН со Швецией

В ГосДуму внесен законопроект, уточняющий терминологию НК в части банковских операций

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС госуслуг в соц/сфере

В ГосДуму внесен проект о развитии администрирования имущественных налогов

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

СКЭС разъяснила правила исчисления срока давности привлечения к ответственности по страх/взносам

СКЭС рассмотрен вопрос об определении размера НДС, который не был отражен в договоре

СКЭС рассмотрен вопрос о восстановлении НДС, принятого к вычету при покупке ОС

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Установлена предельная база для страх/взносов на 2019 год

На сайте ФНС размещены новые сведения, ранее составляющие налоговую тайну

Принят закон об изменении в процессуальное законодательство

Президент дал налоговые поручения по итогам встречи с «Деловой Россией»

Минфин предлагает обновить учет в налог/органах крупнейших налогоплательщиков

Правительством предложены меры по развитию цифровой экономики

ФНС утвердила новые формы документов по налоговому контролю

ФНС опубликовала Обзор судебной практики по налоговым спорам за 4 кв. 2018

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в соответствии с новым порядком

Минфин разъяснил новые положения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Президент РФ подписал закон, о защите бизнеса от необоснованного уголовного преследования

Пленум ВС РФ обобщил суд/практику по спорам заключения и толкования договоров

Пленум ВС РФ обобщил суд/практику о применении актов разной юридической силы

Регистрация «самозанятых» лиц осуществляется через скачивание мобильного приложения «Мой налог»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

КС перед в конце 2018 г. принял интереснейшее постановление о применении налог/льгот при работе ВЗЛ

АУДИТ

Изданы рекомендации для аудиторов по выявлению «легализации» у своих клиентов

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Новые поправки в закон о валютном регулировании и контроле

 

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

Президент подписал многочисленные изменения в части I и II НК РФ

… о введении спецналогрежима для самозанятых

27 ноября Президент России В.В. Путин подписал два налоговых закона, касающихся деятельности самозанятых:

- Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Федеральным законом предусматривается проведение с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г. эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).

Федеральным законом устанавливается, что применять названный специальный налоговый режим вправе физические лица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам, при условии, что местом ведения этой деятельности является территория любого из субъектов РФ, включённых в эксперимент.

Постановка на учёт физического лица (ИП) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход производится с использованием мобильного приложения «Мой налог» или через уполномоченную кредитную организацию, осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами, без визита в налоговый орган.

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Федеральным законом устанавливается круг лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим, а также перечень доходов, которые не будут признаваться объектом налогообложения.

Налоговым периодом признаётся календарный месяц. Налоговая декларация по названному налогу не представляется.

Федеральным законом устанавливаются налоговые ставки по названному налогу в следующих размерах: 4 % в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6 % в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) ИП для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Уплата названного налога осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения деятельности.

Лица, применяющие специальный налоговый режим, получают право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 тыс. рублей.

- Федеральный закон № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Федеральным законом устанавливается налоговая ответственность налогоплательщика, уполномоченного оператора электронной площадки и уполномоченной кредитной организации за нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведённом расчёте, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.

Индивидуальному предпринимателю, применяющему специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», предоставляется право не применять контрольно-кассовую технику.

Физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», предоставляется возможность добровольно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

 

… об отдельных вопросах исчисления налогов (НДС, акциз, налог на прибыль и т.д.)

27 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №  424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Законом ограничивается сумма начисленной пени размером недоимки.

Федеральным законом освобождаются от налогообложения НДС операции по реализации иностранным лицам услуг по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания. При этом перечень таких услуг будет устанавливаться Правительством РФ.

Обязанность по исчислению НДС при реализации макулатуры возлагается на покупателей, признаваемых налоговыми агентами.

Налогоплательщикам предоставляется право принять к вычету НДС, предъявленный продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных за счёт субсидии или бюджетной инвестиции, которые не предусматривают финансирование затрат на уплату суммы налога.

Помимо этого Федеральным законом уточняются отдельные положения главы 22 «Акцизы», регулирующие порядок выдачи свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции по переработке нефтяного сырья, а также отдельные положения главы 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» НК РФ.

Федеральным законом предусматривается отнесение к дивидендам доходов акционеров (участников) организаций, полученных ими при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации, если суммы их доходов превышают суммы их взносов в уставный капитал. Также уточняются положения, регулирующие порядок признания убытков акционерами (участниками, пайщиками) при ликвидации хозяйственных обществ.

Федеральным законом конкретизирован перечень случаев, когда лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации; скорректированы правила признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода.

В части НДФЛ исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества; скорректированы правила получения имущественного налогового вычета.

 

… о представлении бухгалтерской отчетности в налог/органы

28 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №  447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой НК РФ», согласно которому в налоговый орган по месту нахождения представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, у которой отсутствует обязанность ее представления в государственный информационный ресурс в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Исключения предусмотрены для случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что ЦБ РФ представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.

 

… о конкретизации необлагаемых доходов проф/объединений страховщиков

27 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №  427-ФЗ «О внесении изменений в ст. 251 части второй НК РФ в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Федеральным законом уточняется перечень целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В частности, к таким целевым поступлениям относятся:

- средства, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля;

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», для осуществления компенсационных выплат, для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесённых в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах.

 

… о налоговых льготах меценатам

27 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон №  426-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 219 и 286.1 части второй НК РФ».

Федеральным законом предусматривается, что предельный размер социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований, по НДФЛ может быть увеличен законом субъекта РФ до 30 %, если получателями пожертвований являются государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в области культуры, а также некоммерческие организации (фонды) в случае перечисления им пожертвований на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

В состав инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчётного) периода по налогу на прибыль организаций включаются расходы в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, в сумме не более 100 %.

При этом предусматривается, что законом субъекта РФ могут устанавливаться: право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика применительно к государственным, муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам), местом нахождения которых является территория этого субъекта РФ; предельные суммы учитываемых расходов; категории указанных учреждений и некоммерческих организаций (фондов) – собственников целевого капитала.

 

Перед новым 2019 г. Президент РФ подписал законы о поправках в НК РФ:

… об освобождении налог/агентов от штрафов за просрочку уплаты НДФЛ

27 декабря 2018 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ».

Федеральный закон освобождает налогового агента от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ в случае, если:

- им представлен в налоговый орган в установленный срок налоговый расчёт, в котором не выявлены факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет,

- налоговый агент самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период, перечислил в бюджет сумму налога, не перечисленную в установленный срок, и соответствующие пени.

Кроме того, Федеральным законом физическим лицам предоставляется право осуществлять виды деятельности, предусмотренные п.70 ст.217 НК РФ, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

… об особенностях налогообложения иностранных компаний

25 декабря 2018 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 490-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй НК РФ (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)».

Федеральным законом Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка освобождается от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ».

Федеральным законом уточняются отдельные положения частей первой и второй НК РФ, определяющие особенности налогообложения международных холдинговых компаний и контролируемых иностранных компаний. В частности, корректируется перечень условий, при наличии которых международные компании, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», для целей налогообложения могут быть признаны международными холдинговыми компаниями.

Уточняются особенности обложения НДФЛ (учёта при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль организаций) доходов в виде ценных бумаг, долей в уставном капитале общества, имущественных прав, полученных до 31.12.2019 г. от иностранной организации налогоплательщиком – акционером такой иностранной организации, в отношении которого применяются меры ограничительного характера, введённые иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

 

… о нулевой ставке НДС для международных перевозчиков

25 декабря 2018 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Федеральным законом устанавливается ставка НДС в размере 0 % при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Федеральным законом от уплаты НДС освобождаются операции по реализации услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, иностранными юридическими лицами и ИП, являющимися участниками проекта в соответствии с Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке уполномоченными органами и организациями иностранного государства – члена Организации экономического сотрудничества и развития и подтверждающей право на оказание таких услуг.

Кроме того, Федеральным законом уточняются условия, при наличии которых российская организация, прямо участвующая в иностранной организации, в случае признания иностранной организацией отсутствия фактического права на доход в виде дивидендов по акциям (долям) этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации) признаётся имеющей фактическое право на такой доход.

 

Глава ФНС объявил о трансформации ФНС и налогов в будущем

11 декабря глава ФНС Михаил Мишустин представил на форуме «Цифровые вершины» презентацию о будущем налогового администрирования. Данное мероприятие является финалом ежегодного конкурса проектов цифровизации в государственных структурах и бизнесе, организованном РАНХиГС, агентством «Цифровые вершины» и департаментом информтехнологий Москвы.

Как отметил М. Мишустин, сейчас ФНС рассматривает себя находящейся в стадии перехода к «полностью цифровой организации» процессов администрирования. На первой, завершившейся стадии «модели цифровой зрелости» для ФНС процесс цифровизации был представлен созданием последовательно веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов, на второй, текущей — мобильными приложениями и индивидуальными проактивными сервисами.

На следующей стадии, по мнению главы ФНС, налоговое администрирование превратится и в мире, и в России, которая сейчас опережает большинство юрисдикций по уровню цифровизации налоговых сервисов, в «адаптивную платформу», работающую исключительно с цифровыми источниками данных и с цифровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующую в режиме реального времени и со встроенным налоговым комплаенсом. По существу, это означает, что в перспективе 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, чья IT-инфраструктура тесно взаимодействует в режиме реального времени с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика, в том же режиме проверяя корректность уплаты налогов («автоматическое выполнение налоговых обязательств без усилий»). Это предполагает, что подтвердил Михаил Мишустин, практически полную прозрачность экономики для государства и «новый уровень доверия между обществом и государством».

В презентации Михаила Мишустина достаточно точно определены возможные временные границы перехода к «адаптивной платформе» ФНС — это распространение интернета вещей, который, по существу, сейчас шире всего реализован в РФ в проекте онлайн-касс ФНС. Начало широкого распространения IoT большинство аналитиков относит к 2025–2035 годам.

Более подробно см. здесь.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

В ГосДуму поступил законопроект о поправках в Конвенцию об ИДН со Швецией

25 декабря 2018 г. Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 614970-7«О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы».

Необходимость внесения изменений в Конвенцию вызвана изменившимися условиями экономической деятельности, изменениями законодательства о налогах и сборах как в России, так и в Швеции, развитием двусторонних экономических связей и международных тенденций в области налогообложения, в частности, касающихся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями.

Положения Протокола отражают рекомендации Плана BEPS по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения по следующим вопросам:

Действие 2 «Гибридные механизмы», направленное на нейтрализацию влияния гибридных схем на снижение налоговой нагрузки в части противодействия созданию условий для двойного неналогообложения или предоставления двойного вычета;

Действие 6 «Злоупотребление положениями договора», касающееся предотвращения злоупотреблениями положениями соглашений об избежании двойного налогообложения в части непредоставления льгот и преимуществ в рамках данных соглашений;

Действие 14 «Механизм разрешения споров», направленное на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с применением соглашений об избежании двойного налогообложения.

 

В ГосДуму внесен законопроект, уточняющий терминологию НК в части банковских операций

25 декабря 2018 г. Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 615912-7«О внесении изменений в ст. 149 НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ».

Законопроект направлен на приведение перечня банковских операций, приведенного в подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствие с перечнями банковских операций, предусмотренных Федеральным законом № 395-1 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях уточнения перечня банковских операций…» и Федеральным законом «О банке развития» в редакции проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях уточнения перечня банковских операций, порядка выдачи лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

 

В ГосДуму поступил законопроект об освобождении от НДС госуслуг в соц/сфере

31 декабря 2018 г. Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 620146-7«О внесении изменения в ст. 149 НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета РФ, не признается объектом налогообложения НДС. Тогда как в отношении оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения не установлено.

В этой связи законопроектом предлагается дополнить п. 2 ст. 149 НК РФ новым подпунктом, устраняющим такое неравентство.

 

В ГосДуму внесен проект о развитии администрирования имущественных налогов

12 декабрядепутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» внесли в ГосДуму законопроект № 607168-7«О внесении изменений в часть вторую НК РФ (в части совершенствования администрирования отдельных налогов)».

Законопроектом, в частности предусмотрены:

- изменение порядка расчета НДФЛ для ИП по аналогии с теми. кто применяет УСН, исходя из фактических доходов вместо авансовых платежей, рассчитываемых от предполагаемого виртуального дохода, а также отмену отчетности по форме 4-НДФЛ для данной категории налогоплательщиков;

- право налогоплательщика на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика;

- отмена деклараций по транспортному и земельному налогам;

- продление с 1 ноября до 31 декабря предельного срока для представления физлицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет 600 кв. м., а также уведомления о выбранных объектах налогообложения. в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физлиц.

- порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физлиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением, в том числе вследствие сноса, уничтожения, разрушения, до снятия такого объекта с государственного кадастрового учета. При этом, налогоплательщику предоставляется право направить соответствующее заявление и документы в налоговый орган по своему выбору;

- порядок налогообложения доходов, полученных от продажи объекта недвижимого имущества, образованного в текущем налоговом периоде.

Учитывая наличие в настоящее время отлаженной системы межведомственного информационного обмена между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ, законопроектом предлагается установить обязанность налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

СКЭС разъяснила правила исчисления срока давности привлечения к ответственности по страх/взносам

14 декабря Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за неуплату страховых взносов (Определение ВС РФ от 19.12.2018 № 304-КГ18-13502 по делу № А03-4655/2017).

Фабула дела: по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2013- 2015г.г., фонд вынес решение от 03.02.2017 № 14 о привлечении плательщика к штрафу по п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, о доначислении недоимки по страховым взносам и пени.

Арбитражные суды признали доказанным факт занижения плательщиком базы для начисления страховых взносов на суммы выплат, осуществленных в 2013-2015 г.г. соответствующим физическим лицам по трудовым договорам, а не в рамках гражданско-правовых отношений. Вместе с тем, ссылаясь на то, что в отношении совершенного в 2013 г. правонарушения срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться с 01.01.2014 – со следующего дня после окончания периода (31.12.2013), в течение которого правонарушение было совершено, суды пришли к выводу об истечении на дату вынесения фондом оспариваемого решения – 03.02.2017 трехгодичного срока давности привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов за 2013 г.

СКЭС ВС РФ частично отменила решения нижестоящих судов. Экономколлегия указала, что правонарушение в виде неуплаты страховых взносов по итогам 2013 г. совершено в 2014 г. Поэтому срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться с 01.01.2015 и, следовательно, не истек на момент вынесения фондом оспариваемого решения о привлечении к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов за 2013 г.

 

СКЭС рассмотрен вопрос об определении размера НДС, который не был отражен в договоре

20 декабря 2018 г. СКЭС ВС РФ был рассмотрен порядок определения размера недоимки по НДС в случае, когда стороны договора не согласовали учет данного налога в цене договора. Дело направлено на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017).

Фабула дела: налоговый орган, установив в ходе налоговой проверки, что деятельность налогоплательщика по предоставлению нежилого помещению в аренду относится к предпринимательской и облагается НДС, доначислил НДС сверх цены, согласованной сторонами договора аренды.

Арбитражные суды трех инстанций, признавая правомерным избранный налоговым органом порядок определения размера недоимки по НДС, исходили из того, что включение налога в арендную плату не следовало ни из договоров, ни из обстоятельств, предшествующих их заключению или прочих условий договоров. Суды отметили, что в данном случае налог не может исчисляться по расчетной ставке 18/118, сославшись при этом на разъяснения, данные в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС».

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и отправила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции. Экономколлегия указала, что по общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей. Уплачиваемое (подлежащее уплате) покупателями встречное предоставление за реализованные им товары (работ, услуги) является экономическим источником для взимания данного налога.

В данном случае при заключении договоров предприниматель не рассматривал себя в качестве плательщика НДС и не предполагал необходимость учета данного налога при определении окончательного размера арендной платы. Это означает, что в отношениях предпринимателя и арендатора цена услуг по аренде окончательно сформирована в тех размерах, которые указаны в договорах аренды, вне зависимости от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров, либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы. С учетом данных выводов, ВС направил дело на новое рассмотрение.

 

СКЭС рассмотрен вопрос о восстановлении НДС, принятого к вычету при покупке ОС

21 декабря 2018 г. СКЭС ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, должен ли налогоплательщик восстановить НДС по оборудованию, пришедшему в негодность по причине аварии на производстве. Дело направлено на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567 по делу № А57-9401/2017).

Фабула дела: в результате аварии принадлежащие налогоплательщику объекты ОС пришли в негодность и были списаны с бухгалтерского учета. Оставшиеся после ликвидации объектов запасные части и отходы лома цветных металлов приняты им к учету в качестве материалов. Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по частично амортизированным ОС, подлежат восстановлению в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, поскольку операции по реализации металлолома, оставшегося после ликвидации данных объектов, не подлежат налогообложению.

Арбитражный суд I инстанции исходил из того, что на основании подп. 1 п. 2 и подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, ранее принятые к вычету при приобретении объектов ОС, подлежат восстановлению пропорционально остаточной стоимости данных объектов.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда I инстанции и удовлетворяя заявленные требования, отметил, что отходы лома, образовавшиеся из объектов ОС в результате аварии, не являются специально произведенным обществом товаром и не представляют из себя товар, приобретенный для производства продукции.

АС ПО отменил постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда I инстанции.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих удов и наплавила дело на новое рассмотрение в суд I инстанции. Экономколлегия указала, что ликвидация объектов ОС не образует основание восстановления налога, указанное в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, поскольку приводит к прекращению физического существования этих объектов, а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности. Само по себе прекращение использования оборудования в связи с произошедшей на производстве аварией, не должно влечь корректировку (восстановление) налога, ранее принятого к вычету при приобретении объектов ОС, в части, приходящейся на их остаточную стоимость.

В то же время, поскольку по итогам ликвидации объектов ОС налогоплательщик реализовал лом цветных металлов, операции по реализации которого освобождены от налогообложения, не может считаться правомерным и вывод суда апелляционной инстанции о признании незаконными произведенных доначислений в полном объеме.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Установлена предельная база для страх/взносов на 2019 год

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» установлено, что с 1 января 2019 г. предельная база для уплаты страховых взносов составит: на социальное страхование - 865 000 руб., на пенсионное страхование - 1 150 000 руб.

Более подробно см.здесь.

 

На сайте ФНС размещены новые сведения, ранее составляющие налоговую тайну

На сайте ФНС размещены новые наборы открытых данных о суммах недоимки и задолженности по налогам и сборам организаций, а также о наличии налоговых правонарушений, которые образовались до 31 декабря 2017 г., и не были уплачены до 1 октября 2018 г.

Это третий этап размещения информации, ранее относившейся к налоговой тайне. На сайте ФНС уже размещены сведения о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах,применяемых компаниями, об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года, а также сведения о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 г. Этой информацией воспользовались уже 166 тысяч пользователей.

Более подробно см. здесь.

 

Принят закон об изменении в процессуальное законодательство

Президент подписал Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вносит комплексные изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и другие процессуальные законы.

Ключевые новшества состоят в следующем:

  1. Представитель должен иметь юридическое образование.

Теперь представителями сторон в суде могут выступать только люди, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности.

Но это требование не распространяется:

• во-первых, на дела, которые рассматривают мировые судьи и районные суды;

• во-вторых, оно не касается арбитражных управляющих, патентных поверенных и других лиц, выступающих представителями в силу закона.

  1. Упрощенное производство выросло суммами.

Суммы исков, которые подпадают под упрощенное производство, изменились, но только по АПК РФ:

• 800 тыс. рублей – для юрлиц (было 500 тыс. рублей);

• 400 тыс. рублей – для ИП (было 250 тыс. рублей).

Кроме того, по арбитражным делам введена такая же сумма для приказного производства, что и по гражданским – 500 тыс. рублей (ранее по АПК РФ она составляла 400 тыс. рублей).

  1. Исполнительный лист выдается по ходатайству.

По арбитражным и по гражданским делам исполнительный лист будет выдаваться исключительно по ходатайству самого взыскателя. Это не касается листов, которые должны исполнить судебный акт о взыскании денежных средств в пользу бюджета.

Притом нарастили объем сведений, которые будут указывать в исполнительном листе. Например, если ответчиком является гражданин, то кроме Ф.И.О., места жительства, даты и место рождения, потребуется прописывать место работы, и либо СНИЛС, либо ИНН, либо данные паспорта.

  1. Кассация будет рассматривать всё.

Новые кассационные суды в общей юрисдикции, которые должны заработать в следующем году, обязаны будут рассматривать все поступившие им кассационные жалобы. Напомним, что по действующим нормам кассация имеет право не передавать жалобу на рассмотрение, что зачастую и происходит.

Следует отметить, что законодатели согласились не со всеми предложениями Верховного Суда РФ. Они не стали внедрять те изменения, которые вызывали наибольшее неприятие в юридическом сообществе:

• изначально предлагалось освободить судей от составления мотивировочных решений по большей части дел. В итоговом варианте закона от этой идеи отказались. Таким образом, арбитражные суды и суды общей юрисдикции по-прежнему должны мотивировать свои акты;

• одновременно устоял порядок извещения сторон в гражданском процессе. Законодатели не стали их обязывать самим отслеживать информацию о датах заседания на сайтах судов;

• не пошли и на отмену договорной подсудности. Стороны по-прежнему имеют право ее изменить, включив соответствующий пункт в договор. Одновременно вводят правило о том, что если в ходе рассмотрения дела выяснится, что спор не подлежит рассмотрению судом, то он вместо прекращения производства должен будет направить дело в другой суд по подсудности.

Более подробно см. здесь.

 

Президент дал налоговые поручения по итогам встречи с «Деловой Россией»

Президент РФ по итогам встречи с главой «Деловой России» Алексеем Репиком дал Правительству РФ поручения, в числе которых:

- введение пониженной ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от экспорта результатов интеллектуальной деятельности;

- предоставление застройщикам возможности уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, понесённых при реализации проектов комплексной застройки территорий в связи с созданием объектов социальной и инженерной инфраструктуры, передаваемых в государственную или муниципальную собственность. Срок исполнения – 15 апреля 2019 г.

Кроме того, в срок до 1 июля 2019 г. Правительству РФ поручено внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие установление условий налогообложения НДС операций по экспорту работ, услуг, аналогичных условиям налогообложения операций по экспорту товаров.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин предлагает обновить учет в налог/органах крупнейших налогоплательщиков

Минфином РФ разработанпроект Приказа Минфина РФ «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков и о признании утратившим силу Приказа Минфина от 11.07.2005 № 85н».

В частности, предусматривается, что не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее – КН), уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту нахождения организации, подлежащей постановке на учет в качестве КН, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в ЕГРН и иных информационных ресурсах налогового органа по месту нахождения организации.

Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Уполномоченный налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве КН с присвоением КПП и выдает (направляет) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по установленной форме. 

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям об организации.

Более подробно см. здесь.

 

Правительством предложены меры по развитию цифровой экономики

14 декабря Минфин РФ разместил на сайте проектов нормативно-правовых актов Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в целях совершенствования правового регулирования механизма обложения НДС операций в целях развития цифровой экономики в России».

Проектом предусматривается освобождение от налогообложения на территории РФ в числе прочего операций по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, а также оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных, их адаптации и модификации, доступу к программам для электронных вычислительных машин и базам данных.

Под предоставлением доступа к программам для электронных вычислительных машин и базам данных понимается размещение правообладателем программ для электронных вычислительных машин (серверная часть программного обеспечения и (или) базы данных) на собственных или арендованных электронных вычислительных машинах и обеспечение возможности использовать через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» эти программы для ЭВМ и (или) базу данных по назначению без передачи экземпляра (серверной части) такой программы для ЭВМ.

В этой связи проектом корректируется, в частности, порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, а также уточняются положения, касающиеся налоговых вычетов.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС утвердила новые формы документов по налоговому контролю

В связи с многочисленными изменениями, внесенными в НК РФ, ФНС Приказом от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ утвердила порядка 60 форм документов, включая формы принимаемых решений, в частности о проведении выездной налоговой проверки, о ее приостановлении, возобновлении, в также формы постановлений, требований, уведомлений и справок, в том числе форму постановления о проведении осмотра территорий (помещений), постановления о назначении экспертизы, форму акта налоговой проверки и т.д.

Кроме того, приказ содержит положения, устанавливающие, в частности:

- основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

- требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе;

- порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.

С принятием данного приказа утратит силу ряд действующих в настоящее время приказов ФНС России, предусматривающих аналогичные формы документов.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС опубликовала Обзор судебной практики по налоговым спорам за 4 кв. 2018

10 января 2019 г. опубликовал подготовленный ФНС «Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в 4 квартале 2018 г. по вопросам налогообложения».

В обзор вошли позиции по самым интересным делам по применению налогового законодательства, рассмотренные высшими судебными инстанциями страны в последней четверти 2018 года. Более подробно см. здесь.

 

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в соответствии с новым порядком

Приказом Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 № 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Приказом, в частности, устанавливается:

- порядок осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

- порядок внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;

- порядок осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений объекта недвижимости;

- особенности осуществления кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машино-мест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Кроме того, в новом Порядке отражены последние изменения земельного и градостроительного законодательства, законодательства о кадастровой деятельности и регистрации объектов недвижимости, законодательства о садоводческих товариществах.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин разъяснил новые положения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

В ПБУ 18/02 были внесены изменения, основная цель которых - приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухгалтерского учета в соответствие с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Информационным сообщением от 28.12.2018 № ИС-учет-13 Минфин РФ разъяснил суть внесенных изменений.

Применять предусмотренные изменения организации обязаны с отчетности за 2020 г. Если организация примет решение о более раннем их применении, данный факт необходимо раскрыть в отчетности за год, в котором впервые будут данные изменения применены.

Сообщается об основных новеллах в ПБУ 18/02:

- изменено определение временных разниц;

- изменен перечень случаев, в которых образуются временные разницы;

- введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли;

- уточнено определение текущего налога на прибыль;

- изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах;

- уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- уточнен порядок применения ПБУ 18/02 участниками КГН.

Более подробно см. здесь.

 

Президент РФ подписал закон, о защите бизнеса от необоснованного уголовного преследования

27 декабря 2018 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 533-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 761 и 1451 УК РФ и УПК РФ», в соответствии с которым расширен перечень преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 76.1 УК РФ и частью 3 ст. 28.1 УПК РФ, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, причинённого гражданину, организации или государству в результате совершения преступления.

В этот перечень включены мошенничество, сопряжённое с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, и такие преступления небольшой тяжести, как мошенничество в иных сферах, присвоение авторства (плагиат), нарушение изобретательских и патентных прав, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием.

Федеральным законом примечание к ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» УК РФ дополняется пунктом, согласно которому лицо, впервые совершившее соответствующее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если в полном объёме погасило образовавшуюся задолженность и выплатило денежную компенсацию.

Кроме того, Федеральным законом расширен перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, предусмотренный ст. 20 УПК РФ. В этот перечень включены уголовные дела о преступлениях, которые, как правило, затрагивают интересы только потерпевших, не причиняя ущерба интересам третьих лиц и государству (например, уголовные дела о необоснованном отказе в приёме на работу или необоснованном увольнении лица, достигшего предпенсионного возраста, о незаконном получении кредита, о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, о незаконном использовании средств индивидуализации товаров и другие).

В соответствии с Федеральным законом запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, установленный ч. 1 ст. 108 УПК РФ, распространён на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьёй 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ, если это деяние совершено в сфере предпринимательской деятельности.

Кроме того, в УПК РФ вводится норма, согласно которой при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершённых в сфере предпринимательской деятельности, запрещается необоснованное применение мер, способных привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается изъятие электронных носителей информации.

При этом Кодекс дополняется ст. 164.1, определяющей исключительные случаи, при которых изъятие электронных носителей информации допускается. Этой статьёй также предусматривается порядок изъятия электронных носителей информации и копирования информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях.

Более подробно см. здесь.

 

Пленум ВС РФ обобщил суд/практику по спорам заключения и толкования договоров

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора», очень подробно рассматривается более 50 ситуаций, которые так или иначе связаны с проблемами договорной работы как в бизнесе, так и «в жизни».

Представляется, что налоговым юристам вскоре предстоит очень подробный анализ этого документа на предмет возможных «налоговых последствий».

 

Пленум ВС РФ обобщил суд/практику о применении актов разной юридической силы

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» приводятся разъяснения относительно:

- процессуальных норм, подлежащих применению при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов и иных актов;

- круга актов, которые могут быть оспорены;

- круга лиц, имеющих право обратиться с заявлением об оспаривании акта;

- существенных признаков нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами;

- процессуальных особенностей рассмотрения дел о признании нормативных правовых актов и иных актов, обладающих нормативными свойствами, недействительными и др.

Более подробно см. здесь.

 

Регистрация «самозанятых» лиц осуществляется через скачивание мобильного приложения «Мой налог»

 ПоИнформации ФНС РФ «Об эксперименте по введению специального налогового режима для самозанятых» с 1 января 2019 г. в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан начался эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для самозанятых лиц.

Для регистрации необходимо скачать мобильное приложение «Мой налог».

Пользователи Личного кабинета налогоплательщика для ФЛ могут войти в приложение с помощью ИНН и пароля от Личного кабинета, затем необходимо подтвердить номер мобильного телефона и выбрать регион своей деятельности.

Сообщается, что принять участие в эксперименте можно по упрощенной схеме: достаточно с помощью мобильного приложения отсканировать свой паспорт и сделать селфи.

Более подробно см. здесь.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

КС перед в конце 2018 г. принял интереснейшее постановление о применении налог/льгот при работе ВЗЛ

Постановлением от 21.12.2018 № 47-П «По делу о проверке конституционности п. 25 ст. 381 НК РФ в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Инкар», акционерных обществ «Лизинговая компания «КАМАЗ» и «Новая перевозочная компания»Конституционный Суд РФ признал п. 25 ст. 381 НК РФ не противоречащим Конституции РФ и разъяснил конституционно-правовой смысл указанной нормы.

Так, п. 25 ст. 381 НК РФ во взаимосвязи с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ истолковывается в правоприменительной практике таким образом, что движимое имущество, учтенное в качестве ОС организации, подлежит налогообложению (кроме ОС 1 и 2 амортизационных групп) безотносительно ко времени его создания, первоначальному и последующим приобретениям и независимо от его износа (состояния) или режима налогообложения у прежних владельцев при единственном условии - приобретении налогоплательщиком имущества вследствие реорганизации или ликвидации либо у взаимозависимого лица.

Применение п. 25 ст. 381 НК РФ в такой интерпретации имеет ограничительный эффект, поскольку удерживает хозяйствующих субъектов от участия в гражданском обороте, когда (и если) операции с движимым имуществом связаны с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц либо им сопутствует взаимозависимость контрагентов. Отказывая при таких условиях налогоплательщику в освобождении от уплаты налога, притом что в остальном такое освобождение, имея общий характер, общедоступно и действует равным образом для всех налогоплательщиков, названное законоположение сдерживает хозяйствующих субъектов в намерении быть как-либо причастными к реорганизации или ликвидации юридического лица либо состоять в такой взаимозависимости, которая законом не запрещена, не относится сама по себе к правонарушениям и не влечет ответственности, но приводит к имущественным потерям в налоговой сфере.

Из приведенного истолкования п. 25 ст. 381 НК РФ следует, что применение его положений в отношении однородных объектов движимого имущества при одинаковых условиях, в том числе сроках его создания, времени приобретения, и равнозначном экономическом использовании влечет отказ в применении налоговой льготы, прекращает ее действие и ставит объект под обложение налогом на имущество организаций лишь на том основании, что это движимое имущество перешло к кому-либо из группы взаимозависимых лиц либо поступило налогоплательщику вследствие реорганизации или ликвидации юридических лиц. При этом налоговое освобождение действует, если, в частности, указанное имущество остается в группе взаимозависимых лиц и она продолжает использовать его объекты с условием, что никто из участников группы их друг другу не передает.

Экономико-правовые отношения взаимозависимости не могут быть основанием к исключению из общего режима налогообложения с налоговыми изъятиями (обязательствами), от которых свободны все прочие налогоплательщики в рамках одной категории. Установление или восстановление налогообложения исключительно по такому основанию сопоставимо по характеру и последствиям с мерами фискального принуждения, применение которого не обусловлено в данном случае противоправной деятельностью и злоупотреблениями и потому не может быть оправдано целями защиты конституционно значимых ценностей.

Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности отдельно взятых законных средств (процедур, правил, форм), притом что с ее осуществлением не связано доказанное правонарушение или злоупотребление правом, не может быть признано пригодным (уместным) в защите конституционно значимых ценностей и, соответственно, пропорциональным целям такой защиты.

Следовательно, п. 25 ст. 381 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не допускает указанных правоограничений в отношении добросовестных участников гражданского оборота, получивших в процессе реорганизации (ликвидации) и (или) заключения гражданско-правовых сделок движимое имущество, не подлежавшее налогообложению у первоначального (предыдущего) собственника.

Более подробно см. здесь.

 

АУДИТ

 

Изданы рекомендации для аудиторов по выявлению «легализации» у своих клиентов

Росфинмониторинг письмом от 23.11.2018 № 56 сообщил о разработке Методических рекомендаций по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Основания полагать, что операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ, представляют собой профессиональное суждение аудитора.

При рассмотрении операций (групп операций) или деятельности в целом принимаются во внимание следующие группы рисков ОД/ФТ:

- риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица (страновые риски);

- риски, связанные с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (клиентские риски);

- риски, связанные с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица (операционные риски).

Приведенные в рекомендациях перечни рисков ОД/ФТ не являются исчерпывающими и могут изменяться (дополняться) аудиторами самостоятельно, исходя из складывающейся практики взаимодействия с аудируемыми лицами, анализа их операций, актуальных типологий ОД/ФТ и других факторов.

Более подробно см. здесь.

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

Новые поправки в закон о валютном регулировании и контроле

18 декабря Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 474-ФЗ «О внесении изменений в ст. 9 и 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральным законом резидентам предоставляется возможность совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора репо, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Федеральным законом также предусматривается, что Банк России устанавливает требования к размещению кредитными организациями информации о курсах иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсах иностранных валют при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Кроме того, устанавливается, что операции с внешними ценными бумагами разрешаются также при условии проведения расчетов итога клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».

Более подробно см. здесь.