Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 3-2018
24.12.2018
Группа компаний «Налоги и финансовое право»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ВЕСТНИК
о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
№ 03-2018
(ноябрь)
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
Президент подписал несколько законов о поправках в НК РФ:
… о налоговых льготах в связи с повышением пенсионного возраста
… об освобождении от НДС перевозчиков по гос/ или муниципальным контрактам
… о размере полевого довольствия, освобождаемого от НДФЛ
… о налогообложении участников проекта по осуществлению исследовательской деятельности
… о вычетах НДС для организаций-концессионеров, реализующих проекты в сфере автодора
… о ратификации российско-эквадорской конвенции об избежании двойного налогообложения
… о налогообложении прибыли КИК
… о недопущении повторного налогообложения НДС в концессионных соглашениях
… о документах для обоснования 0% НДС для резидентов ТОСЭР и С/П «Владивосток»
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС: доп/тарифы страх/взносов распространяются и на работающих неполный рабочий день
СКЭС подтвердила свою недавнюю позицию о праве на вычет НДС банкротных предприятий
СКЭС: тарифы страх/взносов «на травматизм» должны соответствовать фактическим видам деятельности
СКЭС рассмотрены вопросы прощения налоговой задолженности ИП
СКЭС направила на новое рассмотрение дело по НДФЛ при уменьшении уставного капитала
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Минфин дал рекомендации регионам по увеличению доходов
Минфин опроверг планы по повышению налога на роскошь
В РФ вступило в силу первое судебное решение по применению ст. 54.1 НК РФ
Количество ВНП в 2018 г. снизилось на 30 %
Почтовые переводы от 100 тыс.руб. предложили поставить под контроль
Россияне смогут сдавать ягоды и грибы без налогов в заготконторы
Граждан освободят от налога на бани, беседки, сараи и летние кухни
Пени рассчитываются по ставке, действующей в момент образования задолженности, а не ее обнаружения
В РФ предлагается ввести штраф для безработных
Президент РФ предложил поправить «резиновую статью», по которой сажают предпринимателей
Правительству РФ предлагают ввести акциз на вредную еду
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ОЭСР впервые отчиталась об итогах АОФИ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
В СО на 2019 определен перечень «кадастровых» объектов недвижимости
В ЗакСобрание СО внесен законопроект о введении инвестиционного налогового вычета
НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Правительством ослабляет валютный контроль для тех, кто под санкциями
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
Президент подписал несколько законов о поправках в НК РФ:
Президент РФ В.В. Путин подписал несколько законов, вносящих поправки в часть вторую НК РК:
… о налоговых льготах в связи с повышением пенсионного возраста
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 378-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 391 и 407 части второй НК РФ».
Федеральный закон направлен на обеспечение дополнительных социальных гарантий физическим лицам в связи с поэтапным повышением с 1 января 2019 г. пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию.
Федеральным законом предусматривается сохранение федеральных льгот по имущественным налогам, предоставляемых в настоящее время пенсионерам, для физических лиц, соответствующих условиям назначения пенсии, действующим по состоянию на 31 декабря 2018 г. Указанные физические лица будут получать налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
… об освобождении от НДС перевозчиков по гос/ или муниципальным контрактам
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 392-ФЗ «О внесении изменения в ст. 149 части второй НК РФ».
Федеральным законом освобождаются от обложения НДС работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.
… о размере полевого довольствия, освобождаемого от НДФЛ
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 381-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 части второй НК РФ в части установления максимального размера полевого довольствия, освобождаемого от обложения налогом на доходы физических лиц».
Федеральным законом освобождаются от обложения НДФЛ суммы полевого довольствия работников, работающих в полевых условиях, в размере 700 рублей за каждый день нахождения в таких условиях.
… о налогообложении участников проекта по осуществлению исследовательской деятельности
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с принятием Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Федеральным законом устанавливаются специальные условия налогообложения для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В частности, названные организации освобождаются в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и по налогу на прибыль организаций.
Федеральным законом от уплаты налога на имущество организаций освобождаются полностью организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний, а организации, получившие статус участника проекта, – в течение десяти лет после постановки на учёт имущества.
Кроме того, организации, признаваемые фондами, освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.
Организациям, получившим статус участника проекта, также предоставляется право применять в течение десяти лет со дня получения этого статуса пониженные тарифы страховых взносов.
… о вычетах НДС для организаций-концессионеров, реализующих проекты в сфере автодора
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 394-ФЗ «О внесении изменения в ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».
Федеральным законом организациям-концессионерам, реализующим проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), при приобретении товаров (работ, услуг) за счёт бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключённых до 1 января 2018 г., предоставляется право применять вычет по НДС до 1 января 2023 г. по таким товарам (работам, услугам).
… о ратификации российско-эквадорской конвенции об избежании двойного налогообложения
30 октября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 370-ФЗ « «О ратификации Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к ней».
Федеральным законом ратифицируются Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к ней, подписанные в Сочи 14.11.2016 г.
Конвенция направлена на устранение двойного налогообложения юридических и физических лиц Российской Федерации и Республики Эквадор.
… о налогообложении прибыли КИК
12 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 412-ФЗ «О внесении изменения в ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
Федеральным законом продлевается до 1 января 2019 г. переходный период для физических лиц, в течение которого уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица прибыли контролируемой иностранной компании, не наступает при возмещении в полном объёме ущерба, причинённого бюджетной системе РФ.
… о недопущении повторного налогообложения НДС в концессионных соглашениях
12 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 414-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные».
В случае заключения концессионных соглашений в отношении объектов, переданных налогоплательщику по договору аренды, не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе органам государственной власти (органам местного самоуправления):
- результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды;
- объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды.
… о документах для обоснования 0% НДС для резидентов ТОСЭР и С/П «Владивосток»
12 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 405-ФЗ «О внесении изменений в ст. 165 части второй НК РФ».
Для целей применения ставки НДС 0 % резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток в перечень обосновывающих документов включены:
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ТОСЭР, выданного управляющей компанией, определенной Правительством РФ;
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
СКЭС: доп/тарифы страх/взносов распространяются и на работающих неполный рабочий день
31 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о необходимости применять доптарифы страховых взносов на работников, занятых неполный рабочий день. Дело рассмотрено в пользу ПФР (Определение ВС РФ от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562 по делу № А64-3850/2017).
Фабула дела: решением пенсионного фонда страхователю доначислены страховые взносы, пени и штраф в связи с не применением дополнительных тарифов, предусмотренных ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подп. подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, а с 01.01.2015 – в подп. подп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Арбитражные суды удовлетворили требования страхователя, исходя из того, что работники, занятые менее 80 % рабочего времени на указанных видах работ, не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а, соответственно, у страхователя отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенных названным работникам.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу пенсионного органа. Экономколлегия указала, что согласно положениям ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
СКЭС подтвердила свою недавнюю позицию о праве на вычет НДС банкротных предприятий
7 ноября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли налогоплательщик, признанный банкротом, воспользоваться вычетами НДС по операциям, связанным с его текущей хозяйственной деятельностью. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Iинстанции (Определение ВС РФ от 08.11.2018 № 309-КГ18-9573 по делу № А50-15272/2017).
Фабула дела: решением арбитражного суда от 03.06.2014 налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Вместе с тем во II кв. 2015 налогоплательщик, исполняя договоры поставки, изготавливал и реализовывал керамические изоляторы и изолирующую арматуру, выставляя в адрес покупателей счета-фактуры с выделением НДС. В уточненной налоговой декларации по НДС за II кв. 2015 налогоплательщик исчислил НДС по указанным операциям, а также предъявил к вычету НДС. По результатам камеральной налоговой проверки декларации налоговым органом отказано налогоплательщику в праве на вычет сумм НДС.
Арбитражный суд Iинстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, ссылаясь на подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Данная норма, регулируя порядок освобождения от налогообложения операций по реализации имущества организации-банкрота, не разделяет виды реализуемого имущества на имущество, включаемое в конкурсную массу, либо на имущество, изготовленное в рамках текущей деятельности. Поэтому любая реализация с 01.01.2015 должником-банкротом товара не облагается НДС.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда I инстанции, удовлетворив требования налогоплательщика. Суд указал, что подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ следует толковать с учетом норм Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Исходя из положений п. 1 ст. 131 и п. 6 ст. 139 Закона о банкротстве операции по реализации товаров, произведенных в процессе текущей хозяйственной деятельности, подлежат обложению НДС на общих основаниях.
Суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силу решение суда Iинстанции.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд Iинстанции. Экономколлегия указала, что понятия «реализация товаров» и «реализация имущества должника», используемые в ст. 146 НК РФ, не являются тождественными и, соответственно, имеют различное содержание.
Под реализацией имущества должника понимается продажа имущества, входящего в конкурсную массу, за исключением продукции, изготовленной должником в процессе своей текущей хозяйственной деятельности, и на основании п. 1 ст. 11 НК РФ в этом же значении понятие «реализация имущества должника» должно толковаться в целях применения подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции дал верное толкование подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Между тем суд не определил, каким образом нарушаются права и законные интересы налогоплательщика, поэтому Экономколлегия направила дело на новое рассмотрение.
СКЭС: тарифы страх/взносов «на травматизм» должны соответствовать фактическим видам деятельности
7 ноября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке определения тарифов страховых взносов в случае, если в установленный законом срок страхователь не подтвердил вид экономической деятельности. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (Определение ВС РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969 по делу № А45-16531/2017).
Фабула дела: уведомлением ФСС установил страхователю тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,7 %, что соответствует виду экономической деятельности страхователя «Деятельность автомобильного грузового транспорта» (ОКВЭД 49.4). Указанный вид экономической деятельности был определен фондом в соответствии с п. 5 Порядка № 55 (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55), так как в установленный срок страхователь не представил в фонд документы, предусмотренные п. 3 Порядка № 55.
Арбитражный суд I и апелляционной инстанции удовлетворил требования страхователя, указав, что фондом не доказано фактическое осуществление страхователем в 2017 г. вида экономической деятельности «Деятельность автомобильного грузового транспорта».
Суд округа, отменяя судебные акты нижестоящих судов, исходил из того, что новой редакцией п. 13 Правил от 01.12.2005 № 713, действующей с 01.01.2017, предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска по виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд Iинстанции. Экономколлегия указала, что виды деятельности плательщика – организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, не имеют экономического основания, в противоречие п. 3 ст. 3 НК РФ. Страхователь, не представивший в установленный срок соответствующие документы, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
СКЭС рассмотрены вопросы прощения налоговой задолженности ИП
21 ноября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ были рассмотрены вопросы толкования положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, предусматривающих прощение предпринимателям налоговой задолженности, образовавшейся до 01.01.2015 г. Дело рассмотрено в пользу налогового органа (Определение ВС РФ от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607 по делу № А65-26432/2016).
Фабула дела: решением налогового органа от 26.05.2015, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки за 2011-2013 гг., предпринимателю доначислена недоимка по НДС и НДФЛ, начислены пени и штраф по ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ. В связи с неисполнением требования об уплате налога, пени, штрафа налоговым органом вынесено решение о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банке от 22.09.2015, а затем, ввиду недостаточности денежных средств на счетах – постановление от 08.08.2016 о взыскании налоговой задолженности за счет имущества предпринимателя.
Арбитражный суд I и апелляционной инстанции признали действия налогового органа по взысканию налоговой задолженности правомерными.
Суд округа отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в контексте п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», согласно которому признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015 г.
СКЭС ВС РФ отменила постановление суда кассационной инстанции, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции. Экономколлегия указала, что для целей ст. 12 Закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 гг.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.
СКЭС направила на новое рассмотрение дело по НДФЛ при уменьшении уставного капитала
21 ноября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, возникает ли у физического лица – участника ООО налогооблагаемый доход при уменьшении уставного капитала ООО и обязано ли общество удерживать НДФЛ с данного дохода. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Iинстанции (Определение ВС РФ от 22.11.2018 № 308-КГ18-11090 по делу № А32-32855/2017).
Фабула дела: уставный капитал ООО при создании утвержден в размере 100 000 000 руб., у каждого из двух участников – физических лиц по 50% номинальной стоимостью 50 000 000 руб. Протоколом общего собрания от 02.07.2015 учредители ООО приняли решение об уменьшении УК на сумму 99 900 000 руб. путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников с сохранением размеров этих долей в УК ООО. Таким образом, уставный капитал ООО составил 100 000 руб. с принадлежностью каждому из участников доли в 50 % номинальной стоимостью 50 000 руб.
Возврат учредителям части взноса в УК произведен по расходным кассовым ордерам от 11.09.2015 на сумму 49 950 000 руб. каждому из участников.
Решением налогового органа Общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с неисполнением обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с выплаченной части доли в уставном капитале учредителям в связи с его уменьшением и непредставлением в налоговый орган сообщения о невозможности удержать налог.
Арбитражные суды, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что поскольку учредители получили доход при уменьшении УК не в связи с продажей принадлежащей им доли в ООО, то выплаченная им стоимость части доли подлежит налогообложению на общих основаниях, без применения налогового вычета, то есть с полной суммы выплаченного дохода. Нормы НК РФ не предусматривают освобождение указанного дохода от налогообложения.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Iинстанции. Экономколлегия указала, что устанавливая налоговые последствия выплаты денежных средств, необходимо руководствоваться закрепленным в ст. 41 НК РФ общим принципом определения дохода исходя из извлеченной гражданином экономической выгоды.
Таким образом, судам следовало дать оценку тому, привели ли произведенные выплаты к образованию экономической выгоды у физических лиц и в каком размере, принимая во внимание природу тех операций, в связи с совершением которых участники хозяйственного общества получили денежные средства. Если выплаченные гражданину – участнику организации денежные средства не превышают величину произведенного им в соответствующей части вложения, имущественное положение налогоплательщика не улучшается, а приводится в состояние, имевшее место до оплаты доли в уставном капитале, что по смыслу ст. 41 НК РФ свидетельствует об отсутствии дохода.
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Минфин дал рекомендации регионам по увеличению доходов
Министерство финансов опубликовало рекомендации органам власти и местного самоуправления субъектов России по увеличению доходов бюджета. Документ был размещен на сайте ведомства 31 октября.
Рекомендации разрабатывались на основе международного и российского опыта, а также на примере десяти пилотных регионов РФ — Дагестана, Мордовии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, а также Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской и Курганской областях.
Меры повышения доходов Минфин разделил на четыре раздела. Министерство предлагает регионам активизировать работу по легализации трудовой деятельности мигрантов. Этот шаг поможет увеличить сборы по НДФЛ и страховым выплатам.
Кроме того, ведомство посоветовало чаще проводить проверку случаев сдачи квартир в аренду без уплаты налогов.
Минфин также предлагает установить единые нормативы отчислений от налогов в местные бюджеты. Помимо этого, регионам рекомендуется выявлять незарегистрированные средства водного транспорта и взимать с их владельцев налоги.
Более подробно см. здесь.
Минфин опроверг планы по повышению налога на роскошь
У правительства нет планов повышать налоги на роскошные дома, автомобили и яхты. Об этом заявил первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов в эфире телепрограммы «Познер», вышедшей 29 октября вечером на «Первом канале».
Как следует из сообщения, распространенного Минфином утром того же дня, ряд СМИ допустил грубую ошибку в цитировании А. Силуанова. В ведомстве отмечают, что министр финансов в интервью Владимиру Познеру сказал, что правительство уже подняло имущественные налоги на богатых. А. Силуанов не говорил о том, что у правительства существуют планы по дополнительному увеличению налоговой нагрузки, подчеркивается в сообщении Минфина.
Более подробно см. здесь.
В РФ вступило в силу первое судебное решение по применению ст. 54.1 НК РФ
Как сообщает сайт «Агроинвест» (см. здесь) в России вступило в силу первое решение по применению новой ст.54.1 НК РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону утвердил решения о взыскании почти 1 млрд руб. с трех аффилированных компаний, признанных виновными в использовании схемы ухода от налогов при торговле зерном: это краснодарские ООО «Сельхозкапитал» (дело № А32-16237/2018), ООО «Парустрейд» (дело № А32-16243/2018) и ООО «Эммер трейд» (дело № А32-16300/2018).
Сумма претензий к ним составила 606 млн руб., 345 млн руб. и 10 млн руб. соответственно. Как говорится в решении суда в отношении «Сельхозкапитала», санкции были применены по результатам налоговой проверки за период с октября 2016 г. по июнь 2017-го. В ходе нее инспекторы установили, что компания произвела налоговые вычеты НДС по сделкам со спорными контрагентами в размере 413 млн руб. В результате вместе с этой суммой компании был доначислен штраф в 165 млн руб. и пени 27 млн руб.
Как следует из решения суда, «Сельхозкапитал» закупал сельхозпродукцию по цепочке контрагентов и поставлял ее в порты Новороссийска, Азова и Тамани. Так, в деле фигурируют компании-посредники ООО «Грааль», «Грас», «Мегаинновация», «Труд», «Лаго» и около десятка других. При этом в действительности «Сельхозкапитал» осуществлял закупки у сельхозпроизводителей, пользующихся специальными налоговыми режимами, и отправлял товар конечным покупателям, «минуя какие-либо точки разгрузки». «Примененный заявителем механизм гражданско-правовых отношений создает лишь видимость поставки товара, оказания услуг и движения денежных средств без получения экономической выгоды и реальной уплаты налогов в бюджет», — говорится в судебном постановлении.
Вступившее в силу решение суда действительно является первым по новой статье 54.1 НК РФ («пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы») НК, подтвердила начальник отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич. При этом она подчеркнула, что все проверки, которые были назначены после 19 августа 2017 г., подпадают под ст. 54.1 НК. «И если мы выходим на так называемую площадку, то есть непосредственно на компанию, которая организует эти схемы, то доказать [их использование] удается практически всегда», — заверила В.Бурлевич.
Количество ВНП в 2018 г. снизилось на 30 %
За 9 месяцев 2018 г. ФНС России провела 10,9 тыс. выездных налоговых проверок, что на 30 % меньше, чем за аналогичный период 2017 г. (15,6 тыс. проверок). Сейчас Служба проверяет всего двух налогоплательщиков из 1000.
Из 8,2 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 5,5 млн (более 60%) применяют специальные налоговые режимы и относятся к малому бизнесу. Именно данная категория налогоплательщиков заметнее всего чувствует на себе снижение административного давления - в 2018 г. проверен всего один налогоплательщик из 4000. Это составляет 0,025%.
В последние несколько лет ФНС России планомерно снижает давление на добросовестный бизнес, концентрируясь только на зонах максимального риска. Такой подход стал реален благодаря внедрению информационных технологий в налоговое администрирование. При этом основной упор Служба делает не на «добор» налогов проверками, а на побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате текущих налоговых обязательств.
Более подробно см. здесь.
Почтовые переводы от 100 тыс.руб. предложили поставить под контроль
Согласно поступившему в ГосДуму законопроекту № 582466-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения Федерального закона» Росфинмониторинг может взять под контроль почтовые переводы на сумму свыше 100 тысяч рублей, а также крупные сделки с недвижимостью. Кроме того, авторы предлагают контролировать оплату услуг связи на сумму свыше 50 тысяч рублей.
Также предлагается контролировать компании, которые оказывают любые консультационные услуги в сфере недвижимости (например, аренда). Информировать финразведку о сделках по недвижимости на сумму более 3 млн руб. должны будут компании-посредники и консультанты, например, риелторы. Банки будут сообщать об операциях на сумму от 3 млн руб., которые прямо связаны с этими сделками. Это поможет выявить реальную сумму сделок, и теперь многим владельцам недвижимости не удастся сэкономить на налогах: продавцы часто занижают реальную цену сделки, если собственность принадлежит им не более 3–5 лет — при более длительном владении платить НДФЛ с продажи не нужно.
Нововведения разгрузят банки, а также позволят противодействовать рискам в сфере отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, полагают авторы.
Более подробно см. здесь и здесь.
Россияне смогут сдавать ягоды и грибы без налогов в заготконторы
В России возрождается система заготовительных пунктов, куда россияне смогут без налогов сдавать грибы и ягоды. Поправки об этом одобрил в первом чтении комитет ГосДумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
То, что доход от ягод, грибов и других лесных богатств, которые собрали граждане, не подлежит налогообложению, уже прописано в законодательстве. Однако статья не работает.
Как объяснил автор поправок, глава профильного комитета Николай Николаев, нужно убрать пробелы в Лесном кодексе, в также поправить закон «О потребительской кооперации». Для реализации инициативы потребуется строительство новых и модернизация существующих заготовительных пунктов. Нужно будет также дать таким предприятиям льготы.
Более подробно см. здесь.
Граждан освободят от налога на бани, беседки, сараи и летние кухни
Владельцы земельных участков смогут на законных основаниях не ставить на кадастровый учет и не регистрировать права на вспомогательные постройки (бани, беседки, сараи и так далее), а также исключать ранее построенные подобные объекты из реестра недвижимости.
Такую возможность дают законопроекты с поправками в Гражданский кодекс и другие акты, которые Минэкономразвития внесло в Правительство РФ. Они уточняют критерии отнесения объектов к недвижимым или движимым вещам.
Согласно законопроекту, любые легкие строения, для возведения которых не нужно разрешение на строительство или уведомление о предстоящем строительстве (для садовых или индивидуальных жилых домов), автоматически перестают быть самостоятельными недвижимыми вещами, а юридически становятся «улучшениями» земельного участка. Собственника, который возводит на нем некапитальные сооружения, это освобождает от обязанности их регистрировать, а также снимает все возможные озабоченности относительно принадлежности этих объектов: они принадлежат тому, кто является правообладателем земельного участка.
Если законопроекты будут приняты, то можно будет не платить налог за все строения, которые не будут считаться самостоятельной недвижимостью. Поправки вводят возможность исключать их из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению правообладателя - через 5 дней после подачи заявления они будут признаны улучшениями земельного участка.
Более подробно см. здесь.
Пени рассчитываются по ставке, действующей в момент образования задолженности, а не ее обнаружения
Компания занизила сумму налога на имущество организаций за 2013 г. По результатам выездной проверки в 2018 г. инспекция доначислила ей соответствующие суммы налога и пени. При этом пени рассчитывались следующим образом:
- с 2013 г. и по дату вынесения решения – по норме п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции, действующей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России (старая ставка);
- с даты, следующей за днем вынесения решения, и до даты погашения налогоплательщиком задолженности по налогу - по норме п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ – 30 календарных дней исходя из ставки 1/300, а с 31 дня исходя из 1/150 ставки рефинансирования Банка России (новая ставка).
Налогоплательщик не согласился с расчетом пеней по новой ставке, посчитав, что Федеральный закон № 401-ФЗ вступил в силу после образования задолженности по налогу и ухудшает его положение, а значит, в данном случае применяться не может. Он обратился с жалобой в ФНС России.
По закону новая ставка для расчета пеней применяется к задолженности, образовавшейся с 1 октября 2017 г. (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Поэтому инспекция рассчитала часть пени по новой ставке к задолженности по налогу на имущество организаций за 2013 г., полагая, что она возникла в 2018 г. по решению о доначислении налога. ФНС России при рассмотрении жалобы налогоплательщика отметила, что задолженность образуется, когда налогоплательщик впервые не уплатил положенный налог. В данном случае, это было в 2013 г., а не в 2018-м, когда инспекция это обнаружила. Поэтому у инспекции не было оснований для начисления пени по новой ставке (1/150) на задолженность по налогу за 2013 г. Пеня по такой задолженности рассчитывается по старой ставке (1/300).
Подробнее об обстоятельствах спора можно узнать с помощью интернет-сервиса «Решения по жалобам», где размещено рассмотренное решение ФНС России от 05.10.2018 № СА-4-9/19520@.
Более подробно см. здесь.
В РФ предлагается ввести штраф для безработных
Неработающие граждане должны будут самостоятельно платить за себя все страховые взносы в социальные фонды - пенсионный, ОМС и соцстраха. Но касается это только здоровых людей трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают.
Такое предложение содержится в законопроекте «О внесении изменений в статью 23, статью 419 и статью 425 НК РФ, в части расширения перечня плательщиков страховых взносов и расчета тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков». Его подготовил член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По его словам, сейчас примерно 18 млн россиян трудоспособного возраста не имеют официальной работы. Депутат считает, что многие из них имеют доход, так как являются самозанятыми. При этом налоги эта категория граждан не платит.
«А социальные гарантии неработающие граждане получают в полном объеме, а также имеют право на получение социальной пенсии по старости», — указал парламентарий.
Согласно поступившему предложению, взносы для таких категорий людей могут рассчитываться исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). От такой обязанности предлагается избавить получателей пособия по безработице, социальной пенсии и пенсии по старости, а также лиц, находящихся на иждивении: инвалидов, несовершеннолетних граждан, обучающихся и студентов.
Однако у этой идеи есть противники. Например, данную идею раскритиковал Президент некоммерческой организации «Опора России» Александр Калинин, который указал, что «доходы граждан и так невелики, чтобы штрафовать всех направо и налево, не вникая в сущность проблемы. Где-то люди концы с концами сводят благодаря самозанятости». По словам А. Калинина, если такой штраф введут, все самозанятые зарегистрируются как безработные и «сядут на шею государству».
О том, что предложение депутата ГосДумы Сергея Вострецова было высказано преждевременно, 20 ноября заявил и глава комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский. Сенатор указал, что «на нынешнем этапе сейчас пока важнее реализация инициативы, связанной с дополнительным внесением 4–6% самозанятыми по пилотному проекту в четырех регионах», отдельное время необходимо посвятить наработке этой практики.
Более подробно см. здесь, здесь и здесь.
Президент РФ предложил поправить «резиновую статью», по которой сажают предпринимателей
Владимир Путин предложил расширить перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба. Как говорится в тексте законопроекта, который глава государства внес в Госдуму, документ направлен на формирование благоприятного делового климата в стране и защиту предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
Так, освобождать от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба предполагается за:
- мошенничество небольшой тяжести с кредитами, выплатами, в сфере страхования и в IT,
- мошенничество с договорами в сфере предпринимательства (описаны в ч.ч. 5–7 ст. 159 УК),
- присвоение авторства или плагиат (ч. 1 ст. 146 УК), нарушения патентов (ч. 1 ст. 147 УК),
- присвоение или растрату (ст. 160 УК и ч. 1 ст. 165 УК).
Законопроект также вносит поправки в ст. 145 УК, предусматривающую наказание за невыплату зарплаты, пенсий, стипендий, пособий. От уголовной ответственности будет освобождаться лицо, впервые совершившее преступление, при условии погашения задолженности и выплаты компенсации.
Еще одно нововведение — запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу предложено распространить на предпринимателей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями).
Кроме того, в ст. 164 УПК вводится запрет на необоснованные действия следователей, которые могут привести к приостановке работы юридических лиц и ИП при расследовании коммерческих преступлений. Среди таких мер называется изъятие носителей информации.
Более подробно см. здесь.
Правительству РФ предлагают ввести акциз на вредную еду
Предложение ввести дополнительный налог на колбасу и сосиски из красного мяса поступило от экспертного совета при правительстве РФ.
По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление в пищу мясной продукции приводит к раку пищеварительной системы. Пункт о введении дополнительных налогов на мясные изделия и газировку эксперты предлагают включить в нацпроект «Демография». Возможно, в этом списке появятся и другие «вредные» продукты.
Повышение стоимости мясных изделий на 30 % (160 руб. на один килограмм) должно положительно повлиять на здоровье россиян и увеличить их продолжительность жизни. Средства, собранные от продажи колбасы предлагается направить на снижение стоимости продуктов здорового питания.
Более подробно см. здесь.
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ОЭСР впервые отчиталась об итогах АОФИ
Стандарт об автоматическом обмене информацией был принят еще в 2014 г., внедрить его обязались почти 100 стран. Почти все они, кроме США, где работает система FATCA (обязывает финансовые организации по всему миру информировать службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов), и Кувейта, который перенес дату первого обмена на 2019 г., обязательства выполнили, указывает ОЭСР. Даже развивающиеся страны, которые проводят обмен в экспериментальном режиме, успешно стартовали: к примеру, Азербайджан и Пакистан в 2018 г. передали информацию 33 и 40 государствам соответственно и получили данные от них.
По единому стандарту обмена (Common Reporting Standard, CRS) банки должны предоставить налоговикам данные о состоянии счета клиента, движении средств за год, остатках, а те – передавать их зарубежным коллегам.
Есть юрисдикции, которые пока полноценно не участвуют в обмене, признает ОЭСР. Есть и те, кто предоставляет информацию другим странам, но сам получать ее не хочет. Таких стран 11 и у них нет систем прямого налогообложения, объясняет ОЭСР, но не сообщает, что это за страны.
Некоторые страны передают меньше информации, чем планировали, из-за сжатых сроков ее сбора и обработки, но с 2019 г. обмен должен заработать полноценно, пишут эксперты ОЭСР, по этой же причине пока сложно судить и о качестве получаемой информации.
Не участвует полноценно в обмене пока и Россия – страна уже получила первые данные от других стран за 2017 г., но сама еще не успела предоставить свою информацию. ФНС завершает подготовку информации для передачи зарубежным странам.
Российские финансовые организации, которые должны были отчитаться о счетах нерезидентов перед ФНС до 31 июля, сработали очень хорошо, говорил руководитель ФНС Михаил Мишустин: «Несмотря на сжатые сроки, вовремя предоставили качественную информацию о клиентах-нерезидентах. Сейчас обрабатываем информацию».
Россия ведет обмен с 89 юрисдикциями, из них с 70 – в 2018 г., много офшорных. Данных очень много, зарубежные партнеры регулярно досылают информацию, предупреждал М. Мишустин.
В зоне риска – российские собственники пассивных компаний со счетами в банках стран, согласившихся на обмен. По стандарту ОЭСР это компании, более 50% доходов которых составляют дивиденды, проценты и другие пассивные доходы, – например, компании с основным активом в виде инвестиционного портфеля.
Более подробно см. здесь.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
В СО на 2019 определен перечень «кадастровых» объектов недвижимости
Правительство Свердловской области Постановлением от 22.11.2018 № 820-ПП утвердило Перечень объектов недвижимости, налоговая база которых в 2019 г. будет определяться, исходя из кадастровой стоимости.
В списке 329 объектов на территории Свердловской области. Это гостиницы, торговые и офисные центры. Основная часть находится в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Верхней Пышме и других областных городах. Для них с 2019 г. налоговая база будет устанавливаться как кадастровая стоимость, что создаст условия для оптимизации налоговых платежей, сообщается на сайте регионального министерства по управлению госимуществом.
Из этих 329 торговых центров 17 оказались в перечне впервые. Среди них деловой центр ASK на Уралмаше, гипермаркет «Лента» на проспекте Космонавтов, деловой дом «Демидов» возле Ельцин Центра, автоцентр «Штерн», БЦ «Татищевский», Деловой дом на Архиерейской и другие. Однако если раньше попадание объектов в перечень сопровождалось ростом налоговых сборов, то сейчас правительство прогнозирует, что бюджет недосчитается 40,2 млн руб. Новый принцип налогообложения будет применяться к выбранным объектам с 1 января 2019 г.
Более подробно см. здесь.
В ЗакСобрание СО внесен законопроект о введении инвестиционного налогового вычета
22 ноября Правительство Свердловской области внесло в ЗакСобрание законопроект ПЗ-2148 «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
Законопроектом предлагается установить налоговые преференции для организаций, имеющих статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в соответствии с областным законом «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области».
Для применения инвестиционного налогового вычета должны быть соблюдены следующие условия:
- удельный вес доходов налогоплательщиков от осуществления одного или нескольких видов деятельности, определенных законопроектом, составляет в общей сумме их доходов не менее 70 %,
- у налогоплательщиков не имеется задолженности по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, на последнее число налогового (отчетного) периода, за который предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета.
Инвестиционный налоговый вычет предоставляется в отношении объектов основных средств, созданных или приобретенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма после получения налогоплательщиками статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в соответствии с Областным законом «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области».
Предполагается, что воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом указанная категория налогоплательщиков сможет с 1 января 2019 г.
НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Правительством ослабляет валютный контроль для тех, кто под санкциями
Ранее предусматривалась возможность для юрлиц - резидентов, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера, включенных в соответствующий перечень резидентов, размещенный на официальном сайте ФНС России, при осуществлении внешнеторговой деятельности осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в иностранной валюте и/или валюте РФ при условии осуществления платежей за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности на счета третьих лиц (юрлиц - резидентов и/или нерезидентов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, либо исполнения обязательств таких резидентов перед нерезидентами в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями заключенных между такими резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров.
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнительно предлагается в числе прочего:
- распространение указанных мер не только в отношении лица, обладающего долей прямого или косвенного участия в размере 50 % и более в капитале такого резидента, но и в отношении взаимозависимого или аффилированного с таким резидентом лица, а также на случаи, когда в отношении такого резидента имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение, препятствующие выполнению обязанности по репатриации валютной выручки;
- дополнительное согласование перечня резидентов с Банком России;
- включение в понятие «внутренние ценные бумаги» акций иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», независимо от валюты, в которой выражена номинальная стоимость таких акций;
- регламентация сроков признания исполнения резидентом обязанности по репатриации валютной выручки, процедурных вопросов, а также порядок действий в случае отмены ограничительных мер.
Более подробно см. здесь.