Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса № 2-2018
14.11.2018
Уважаемые подписчики!
Кто-то подписался недавно, увидев информацию о рассылке в недавнем посте в facebook или блоге Аркадия Викторовича. Рады приветствовать вас!
Кто-то был подписан еще на «Налоговые новости» от ГК «Налоги и финансовое право», которые готовили наши специалисты три года назад. Рады написать вам снова!
Мы готовы представить вам обновленный формат новостей – «Ежемесячный вестник о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса» – в нем будет только самая актуальная информация в режиме реального времени.
«Вестник» будет выходить раз в месяц и будет охватывать события, произошедшие в прошлом месяце.
В этой рассылке вы получите выпуск за сентябрь.
Если Вы не хотите больше получать письма от нас, для отписки просто перейдите по активной ссылке.
Хорошей и продуктивной недели!
Группа компаний «Налоги и финансовое право»
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ
ВЕСТНИК
о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
№ 02-2018
(октябрь)
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 6 по 22 ноября 2018 г.
ФНС проявляет интерес к отнесению объектов к движимому/недвижимому имуществу (№ БС-4-21/19038@)
НАЛОГИ В ГОСДУМЕ
В ГосДуму внесен законопроект о налоговой поддержке многодетных семей
ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении налог/агента от штрафа по ст. 123 НК РФ
ГосДумой в 1м чтении принят пакет законопроектов о самозанятых гражданах
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
ВС РФ высказал позицию о признаках «предпринимательства» при аренде
СКЭС рассмотрены правила исчисления сроков для уплаты земельного налога
СКЭС рассмотрен вопрос о квалификации доходов исправительных колоний с позиции налогообложения
СКЭС высказалась по вопросу об уплате налога «до определенной даты»
СКЭС: доходы ИК, полученные с привлечением труда осужденных, не облагаются налогом на прибыль
СКЭС: приобретение имущества у ВЗЛ не всегда влечет отказ в применении льготы по налогу на имущество
ВС: МРИ вправе налагать штраф на организации, даже не состоящие у неё на учете
СКЭС: нельзя облагать налогом имущество, которого фактически уже не существует
СКЭС: предприятие-банкрот имеет право на вычет сумм НДС по текущей деятельности
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Президент РФ поручил продумать налоговый вычет за санатории
В РФ может появиться спортивный налоговый вычет
Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
Налоговые органы проводят рейды по выявлению самозанятых, не вставших на учет
Минэк предлагает ввести институт «семейного бизнеса» в законодательство
Минфин определил судьбу 60 неналоговых платежей
ФНС разработала программу профилактики рисков налоговых нарушений
Президент РФ предложил продлить мораторий на плановые проверки
IT-компании могут лишиться налоговых льгот
ФНС утвердила новые формы отчетности по НДФЛ
ФНС дала разъяснения по вопросам перехода 01.01.19 на новую ставку НДС
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС выпустила ответы на вопросы по CRS
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
В Краснодарском крае появятся инспекторы по проверке уплаты курортного сбора
В ЗакСобрание СО внесен законопроект об отмене пониженной ставки по налогу на прибыль
НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Минфин намерен уточнить порядок бух/учета расчетов по налогу на прибыль
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Упрощен порядок уведомления о счетах за рубежом для резидентов
Минфин смягчит валютный контроль для резидентов РФ под санкциями
АУДИТ
Британский аудит проверит «большую четверку» на конкурентность
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 6 по 22 ноября 2018 г.
На пленарном заседании 25 октября утвержден проект постановления Государственной Думы № 570959-7 «О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 06 по 22 ноября 2018 г.», согласно которому в октябре будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:
- О проекте федерального закона № 497382-7 «О внесении изменений в статьи 23 и 102 НК РФ» (об уточнении круга лиц, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган) (принят в 1 чтении 20.09.18);
- О проекте федерального закона № 497452-7 «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы) (принят в 1 чтении 20.09.18);
- О проекте федерального закона № 434180-7 «О внесении изменений в НК РФ и статью 13 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (о продлении на один год льготного режима налогообложения физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд) (принят в 1 чтении 24.05.18);
- О проекте федерального закона № 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (об отдельных вопросах налогообложения) (принят в 1 чтении 19.06.18);
- О проекте федерального закона № 551845-7 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (принят в 1 чтении 25.10.18);
- О проекте федерального закона № 551847-7 «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») (принят в 1 чтении 25.10.18);
- О проекте федерального закона № 551846-7 «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса РФ» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») (принят в 1 чтении 25.10.18);
- О проекте федерального закона № 558296-7 «О внесении изменения в статью 33336 части второй НК РФ (в части освобождения от государственной пошлины уполномоченного по правам ребенка) (рассмотрен Советом Государственной Думы 08.10.18);
- О проекте федерального закона № 553542-7 «О внесении изменений в НК РФ в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года» (рассмотрен Советом Государственной Думы 10.10.18);
- О проекте федерального закона № 438680-7 О внесении изменений в статью 220 части второй НК РФ» (в части предоставления имущественного налогового вычета) (рассмотрен Советом Государственной Думы 14.05.18).
ФНС проявляет интерес к отнесению объектов к движимому/недвижимому имуществу (№ БС-4-21/19038@)
В последние несколько месяцев много новостей приходит по поводу отнесения для целей налогообложения того или иного имущества к движимому или недвижимому.
Так, в конце июля в Совете Федерации у сенаторов возникла дискуссия по вопросу «что такое недвижимое имущество, и чем оно отличается от движимого» (посмотреть видео того заседания можно здесь, начиная с 3:35:35). Итогом этой дискуссии стало поручение СФ правительству разработать «внятные критерии».
В конце сентября стало известно, что Минэкономики по поручению вице-премьера Дмитрия Козака разработало проект поправок в ГК РФ, которые должны определить, какое имущество считается движимым, а какое — нет, для целей налогообложения (см. здесь).
Кроме того, в августе месяце многие налоговые эксперты и налогоплательщики буквально с замиранием сердца следили за судебным процессом по делу № А40-176218/17, в котором налогоплательщик и налоговый орган разошлись во мнении о том, являются ли такие объекты как «технологические трубопроводы» и «газоходы» движимым имуществом, даже несмотря на наличие некоторых конструктивных элементов, присущих именно недвижимости. Постановлением 9 ААС от 08.05.2018 № 09-АП-18439/2018 спор был разрешен в пользу организации. Однако Постановлением АС МО от 16.08.2018, постановление апелляции было отменено, дело было рассмотрено в пользу налогового органа.
Можно предположить, что налоговые органы, воодушевленные таким мини-прецедентом, готовы будут усилить налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на имущество организаций.
Совсем недавно, появилось новое письмо от ФНС РФ.
Так, недавним письмом ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ были разъяснены критерии разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ (естественно, в фискальной интерпретации).
В частности, при определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» предлагается учитывать соответствующие нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент по безопасности зданий и сооружений»; при определении «объекта незавершенного строительства» - разъяснения в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ».
Также, указала ФНС, целесообразно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638, в котором суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации вещных прав на недвижимость. При этом, по общему правилу, государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Данный вывод содержится также в Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.
Таким образом, указано в письме, предусмотренные ГК РФ основания для определения вида объектов имущества устанавливаются в каждом случае в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами об условиях (критериях) для признания вещи движимым или недвижимым имуществом.
Для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства - наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.
Также необходимо обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13 по делу № А76-1598/2012, в котором указано, что по смыслу гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Учитывая изложенное, подводит итог ФНС, при отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм главы 30 НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из вышеперечисленных нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.
Отмечу, что это уже не первое письмо, в котором ФНС обращается к теме «определения понятия недвижимости», в частности, в письме ФНС РФ от 02.08.2018 № БС-4-21/14968 налоговое ведомство уже пыталось разъяснить вопросы надлежащей квалификации объектов имущества в целях главы 30 НК РФ.
Более подробно см. здесь.
НАЛОГИ В ГОСДУМЕ
В ГосДуму внесен законопроект о налоговой поддержке многодетных семей
18 октября группа депутатов во главе с Т. В. Плетневой (КПРФ) внесли в ГосДуму законопроект № 568534-7«О внесении изменения в ст. 407 НК РФ», которым предлагается предоставить членам многодетным семей право на налоговую льготу в отношении налога на имущество физических лиц. В этих целях предлагается дополнить ст. 407 НК РФ соответствующими положениями.
Таким образом, в результате принятия законопроекта более полутора миллионов многодетных семей будут освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.
ГосДумой в 1м чтении принят проект об освобождении налог/агента от штрафа по ст. 123 НК РФ
18 октября ГосДумой в первом чтении был принят законопроект № 527676-7«О внесении изменений в статью 123 НК РФ».
Законопроектом предусматривается освобождение налогового агента от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в случае, если им представлен в налоговый орган в установленный срок налоговый расчет, содержащий достоверные сведения, и этим налоговым агентом самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период, перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени.
ГосДумой в 1м чтении принят пакет законопроектов о самозанятых гражданах
25 октября ГосДумой в первом чтении был принят пакет законопроектов о статусе самозанятых граждан:
- законопроект № 551845-7«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
Законопроектом предлагается провести до 2028 г. в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Новым режимом смогут воспользоваться физические лица, получающие доходы от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.
Регистрация физических лиц (ИП) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог», бесплатно устанавливаемое на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика.
При осуществлении расчетов покупателю с использованием мобильного приложения выдается фискальный чек, данные которого автоматически передаются в налоговый орган. Также предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом через оператора электронной площадки или кредитную организацию. Уплата налога будет осуществляться ежемесячно на основании полученного от налогового органа в мобильное приложение уведомления.
В качестве преимуществ предлагаемого налогового режима налогоплательщику предоставляется налоговый вычет на развитие в размере 10 тыс. руб. для оплаты им части сумм исчисленного налога. Кроме того, налогоплательщики не представляют налоговую отчетность по налогу.
В целях применения режима налогообложения для налогоплательщиков установлено пороговое значение дохода в размере не более 2,4 млн. руб. в год.
Применяющие режим налогообложения налогоплательщики освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом, НДС. Кроме того, плательщикам налога дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов.
- законопроект № 551846-7«О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса РФ», который устанавливает правила, порядок и нормативы распределения доходов от специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Устанавливается, что получателями таких доходов являются Федеральный ФОМС, местные бюджеты по месту жительства налогоплательщика и бюджеты субъектов по месту ведения деятельности плательщика;
- законопроект № 551847-7«О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», который вводит в положения НК РФ институт налогового эксперимента, предусматривающего проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований экспериментов по установлению отдельных налогов, сборов, специальных налоговых режимов, в том числе устанавливает обязанность Правительства РФ представлять в ГосДуму отчет об эффективности проведенного эксперимента до его завершения.
Перечень специальных налоговых режимов дополняется системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход (эксперимент).
Устанавливается налоговая ответственность за нарушение порядка формирования и сроков передачи чека при применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Проектом устанавливается право осуществлять предпринимательскую деятельность без госрегистрации в качестве ИП, в случае если лицо применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также особенности регистрации в указанном качестве при утрате права на применение налога.
Законопроектом устанавливается право не применять контрольно-кассовую технику плательщиками указанного специального налогового режима. В законодательство об обязательном медицинском страховании в РФ вводятся новые субъекты – страхователи и застрахованные лица - плательщики специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
ВС РФ высказал позицию о признаках «предпринимательства» при аренде
Верховный Суд РФ в Определении № 16-КГ18-17 подтвердил, что гражданин должен уплачивать НДС, если он занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Гражданин с 2003 г. являлся собственником торгового павильона, а с 2005 г. также стал владельцем встроенного помещения по другому адресу. Оба нежилых объекта изначально были приобретены для коммерческой деятельности и расположены на земельных участках, предназначенных для торговли. Физлицо сдавало их предприятию в аренду под аптеки.
По результатам выездной налоговой проверки инспекция отметила, что, сдавая вышеуказанные помещения в аренду, гражданин занимался предпринимательской деятельностью, а значит должен был уплатить НДС. Поэтому она доначислила ему НДС, пени и штраф.
Не согласившись с инспекцией, гражданин обратился в суд. Он сослался на то, что как собственник он имеет право сдавать нежилые помещения в аренду на основании гражданско-правовых сделок. Это не относится к предпринимательской деятельности, а с полученных доходов он уплатил НДФЛ.
Суд первой инстанции поддержал гражданина, указав, что сам по себе факт совершения им возмездных сделок недостаточен для признания его предпринимателем, а сдача в аренду собственного имущества является реализацией его законного права. Однако суд апелляционной инстанции это решение отменил, признав выводы инспекции обоснованными. Истец сдавал принадлежащие ему нежилые помещения юридическому лицу для коммерческой деятельности. Следовательно, гражданин должен был уплачивать НДС.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ согласилась с апелляционной инстанцией. Она указала, что объективным критерием для квалификации деятельности истца как предпринимательской является назначение нежилых помещений, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены. Судебная коллегия признала выводы инспекции о том, что гражданин занимается предпринимательской деятельностью, обоснованными, так как принадлежащее ему имущество предназначено для использования под торговые помещения и расположено на земельных участках, которые также предназначены для торговой деятельности.
Более подробно см. здесь.
СКЭС рассмотрены правила исчисления сроков для уплаты земельного налога
10 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос толкования положений налогового законодательства о необходимости уплаты авансового платежа по налогу «до определенной даты». Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 10.10.2018 № 304-КГ18-7786 по делу № А45-14844/2017).
Фабула дела: Положением о земельном налоге на территории соответствующего МО установлены сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу. В частности, указано, что налогоплательщики–организации уплачивают авансовые платежи по налогу – ежеквартально, равными долями, в следующие сроки: за 1 квартал – до 30 апреля налогового периода; за 2 квартал – до 31 июля налогового периода; за 3 квартал – до 31 октября налогового периода. Придя к выводу, что налогоплательщик допустил просрочку платежа за 1 кв. 2016 г., налоговый орган начислил на сумму несвоевременно оплаченного авансового платежа пени и направил налогоплательщику оспариваемое требование об уплате налога.
Арбитражный суд I инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, исходя из того, что последним днем для уплаты авансовых платежей по земельному налогу за 1 кв. 2016 г. является 30.04.2016, вследствие чего признал требование частично недействительным.
Суды апелляционной инстанции и округа пришли к иному выводу, а именно, о том, что при формулировке срока «до определенной даты» действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит. По данным основаниям решение суда первой инстанции был отменено, в удовлетворении требования – отказано.
СКЭС ВС РФ отменила решения суда апелляционной инстанции и суда округа, оставив в силе решение суда I инстанции. Пока готова только резолютивная часть Определения ВС РФ, при изготовлении судебного акта в полном объеме нами оперативно будет размещена соответствующая информация.
СКЭС рассмотрен вопрос о квалификации доходов исправительных колоний с позиции налогообложения
10 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, освобождается ли от налога на прибыль доход исправительных казенных учреждений, полученный в связи с реализацией товаров, произведенных с использованием труда осужденных. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 10.10.2018 № 302-КГ18-7510 по делу № А19-10889/2017).
Фабула дела: по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, представленной исправительным казенным учреждением, налоговым органом установлено занижение налоговой базы. По мнению проверяющих, выручка от операций по реализации товаров, произведенных с использованием труда осужденных, не является доходом, полученным от оказания учреждением государственных услуг (работ), который в силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что с 01.01.2015 при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются только доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, независимо от того, относятся оказываемые услуги (выполняемые работы) к государственным и муниципальным или нет, при этом доходы от реализации казенным учреждением товаров подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу налогоплательщика. Пока готова только резолютивная часть Определения ВС РФ, при изготовлении судебного акта в полном объеме нами оперативно будет размещена соответствующая информация.
СКЭС высказалась по вопросу об уплате налога «до определенной даты»
10 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос толкования положений налогового законодательства о необходимости уплаты авансового платежа по налогу (земельный налог) «до определенной даты». Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786 по делу № А45-14844/2017).
Фабула дела: Положением о земельном налоге на территории соответствующего МО установлены сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу. В частности, указано, что налогоплательщики–организации уплачивают авансовые платежи по налогу – ежеквартально, равными долями, в следующие сроки: за 1 квартал – до 30 апреля налогового периода; за 2 квартал – до 31 июля налогового периода; за 3 квартал – до 31 октября налогового периода. Придя к выводу, что налогоплательщик допустил просрочку платежа за 1 кв. 2016 г., налоговый орган начислил на сумму несвоевременно оплаченного авансового платежа пени и направил налогоплательщику оспариваемое требование об уплате налога.
Арбитражный суд I инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, исходя из того, что последним днем для уплаты авансовых платежей по земельному налогу за 1 кв. 2016 г. является 30.04.2016, вследствие чего признал требование частично недействительным.
Суды апелляционной инстанции и округа пришли к иному выводу, а именно, о том, что при формулировке срока «до определенной даты» действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит. По данным основаниям решение суда первой инстанции был отменено, в удовлетворении требования – отказано.
СКЭС ВС РФ отменила решения суда апелляционной инстанции и суда округа, оставив в силе решение суда I инстанции. Экономколлегия указала, что формулировки налогового законодательства не позволяют однозначно уяснить, как именно следует трактовать положения нормативных правовых актов, предписывающих обязанному лицу совершить действия до определенной даты. Однако с учетом того, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, а также, что более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно является предпочтительной, в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате земельного налога в данном случае следует считать 30 апреля налогового периода.
СКЭС: доходы ИК, полученные с привлечением труда осужденных, не облагаются налогом на прибыль
10 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, освобождается ли от налога на прибыль доход исправительных казенных учреждений, полученный в связи с реализацией товаров, произведенных с использованием труда осужденных. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 16.10.2018 № 302-КГ18-7510 по делу № А19-10889/2017).
Фабула дела: по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, представленной исправительным казенным учреждением, налоговым органом установлено занижение налоговой базы. По мнению проверяющих, выручка от операций по реализации товаров, произведенных с использованием труда осужденных, не является доходом, полученным от оказания учреждением государственных услуг (работ), который в силу подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что с 01.01.2015 при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются только доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, независимо от того, относятся оказываемые услуги (выполняемые работы) к государственным и муниципальным или нет, при этом доходы от реализации казенным учреждением товаров подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу налогоплательщика. Экономколлегия указала, что фактически доходы казенных учреждений, полученные с привлечением труда осужденных, являются доходом федерального бюджета и средством дополнительного бюджетного финансирования учреждения, а целевые поступления из бюджета при налогообложении не учитываются (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 НК РФ).
СКЭС: приобретение имущества у ВЗЛ не всегда влечет отказ в применении льготы по налогу на имущество
10 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, может ли налогоплательщик претендовать на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету после 01.01.2013, если оно было изготовлено взаимозависимым лицом. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 16.10.2018 № 310-КГ18-8658 по делу № А68-10573/2016).
Фабула дела: по результатам налоговой проверки налогоплательщику отказано в применении льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 01.01.2013 г.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, так как спорное имущество и способ его получения (приобретено у взаимозависимого лица) не соответствуют критериям, установленным п. 25 ст. 381 НК РФ.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу налогоплательщика. Экономколлегия указала, что предусмотренное п. 25 ст. 381 НК РФ ограничение права на применение налоговой льготы не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно, не способны привести к выводу из-под налогообложения ОС, принятых на учет до 01.01.2013.
Произведенное по заказу налогоплательщика оборудование не признавалось и не могло признаваться облагаемым имуществом у взаимозависимого лица, для которого изготовленное им оборудование выступало товаром, предназначенным для реализации, а не объектом основных средств, продавец товара не производит химические удобрения, специального производства, в котором мог бы использовать данный товар, не имеет.
При таких обстоятельствах, отказ в предоставлении налоговой льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ, привел к произвольной постановке общества, осуществившего инвестиции во вновь создаваемые производственные объекты, в худшее положение о равнению с иными плательщиками налога, и к формированию неравноправных условий деятельности общества в качестве субъекта инвестиционной деятельности, осуществляющего после 01.01.2013 вложения в обновление своего производственного оборудования, вопреки целям установления данного налогового изъятия.
ВС: МРИ вправе налагать штраф на организации, даже не состоящие у неё на учете
ФНС в своем информативном письме указала на возможность привлечения налоговыми инспекциями к административной ответственности организаций, не состоящих на учете. Опирается налоговая служба при этом на Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 по делу № 305-АД18-9558, которым установлено, в частности, следующее.
Во время проверки организации Межрайонная инспекция выявила нарушение, за которое налогоплательщику был назначен административный штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с инспекцией, организация обратилась в суд. Она сослалась, в числе прочего, на то, что административное правонарушение было совершено по адресу, на который не распространяются полномочия Межрайонной инспекции, проводившей проверку, вследствие чего она не имела права рассматривать это дело и штрафовать организацию.
Суд первой инстанции отказал организации в удовлетворении требований. Суд указал, что Межрайонная инспекция действовала в пределах полномочий, предусмотренных приказом Минфина РФ от 17.07.2014 № 61н и Положением о Межрайонной инспекции ФНС РФ № 49 по г. Москве, утвержденным УФНС России по г. Москве 17.12.2015. Последнее вправе делегировать нижестоящей инспекции полномочия по проведению контрольных мероприятий на всей территории города Москвы. Нарушений порядка привлечения организации к административной ответственности суд первой инстанции не установил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что рассматриваемое правонарушение было совершено на территории, подконтрольной иной налоговой инспекции, следовательно, у Межрайонной инспекции не было полномочий рассматривать это дело.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Она указала, что согласно вышеуказанному Положению Межрайонная инспекция, находясь в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, может осуществлять на всей территории города контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета выручки. В положении об инспекции не указано, что ее полномочия распространяются только на какую-то отдельную территорию столицы. Таким образом, Межрайонная инспекция была вправе проводить проверку организации, рассматривать дело об административном правонарушении, а также составлять соответствующий протокол.
Более подробно см. здесь.
СКЭС: нельзя облагать налогом имущество, которого фактически уже не существует
24 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, нужно ли платить налог по имуществу, которое фактически уже ликвидировано, но сведения об этом пока не внесены в ЕГРП. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 24.10.2018 № 05-КГ18-12600 по делу № А40-154450/2017).
Фабула дела: по результатам налоговой проверки налогоплательщику доначислен налог на имущество за 1 полугодие 2015 и пени в отношении ликвидированного имущества в связи с тем, что сведения о прекращении права собственности и ликвидации объекта внесены Управлением Росреестра в ЕГРП лишь 24.09.2015 г.
Арбитражные суды отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований исходя из того, что в отношении недвижимого имущества, указанного в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, допустимыми для исчисления налога на имущество организаций признаются только сведения, содержащиеся в ЕГРП.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу налогоплательщика. Экономколлегия указала, что налоговое законодательство связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
СКЭС: предприятие-банкрот имеет право на вычет сумм НДС по текущей деятельности
24 октября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли налогоплательщик, признанный банкротом, воспользоваться вычетами НДС по операциям, связанным с его текущей хозяйственной деятельностью. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 24.10.2018 № 304-КГ18-4849 по делу № А27-11046/2017).
Фабула дела: решением арбитражного суда налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. По результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 кв. 2016 г. налоговым органом установлен факт неправомерного предъявления к вычету сумм налога по операциям, связанным с производством и реализацией налогоплательщиком тепловой энергии.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования налогоплательщика, однако суд округа (АС ЗСО) отменил их решения, указав, что ввиду нахождения налогоплательщика в спорный налоговый период в процедуре банкротства, он имел право на освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Суд нашел, что такое освобождение подлежит применению как в отношении имущества, вошедшего в конкурсную массу, так и имущества, образующегося в текущей деятельности.
СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу налогоплательщика и отменила постановление суда округа. Следует отметить, что аналогичное дело будет рассмотрено Верховным судом РФ 7 ноября (дело № А50-15272/2017).
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Президент РФ поручил продумать налоговый вычет за санатории
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам санаторно-курортного лечения.
Глава государства поручил правительству рассмотреть вопрос о внесении поправок, позволяющих предоставлять гражданам при определении размера налоговой базы по НДФЛ социального налогового вычета в сумме, уплаченной за услуги, оказанные санаторно-курортными организациями на территории России, аналогичного социальному налоговому вычету, который предоставляется при оказании медицинских услуг.
Также Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о включении в перечень расходов на оплату труда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на организацию санаторно-курортного лечения при заключении договоров непосредственно с санаторно-курортными организациями.
Кроме того, кабмин должен принять дополнительные меры по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Региональным властям при участии Федерации независимых профсоюзов России рекомендовано до 31 января 2019 г. проанализировать эффективность работы санаторно-курортных организаций, находящихся в собственности ФНПР, в том числе с точки зрения качества услуг. И по итогам анализа разработать комплекс мер по улучшению их деятельности, предусмотрев меры по стимулированию привлечения инвестиций.
Более подробно см. здесь.
В РФ может появиться спортивный налоговый вычет
Минфин прорабатывает вопрос о введении в НК РФ так называемого «спортивного налогового вычета» и уже направило свою позицию в Правительство РФ.
Возможность предоставления россиянам вычетов по НДФЛ с тех сумм, которые граждане тратят на занятия спортом и физкультурой, поручил рассмотреть президент Владимир Путин по итогам совместного заседания Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета оргкомитета «Россия-2018» в июле. 10 сентября срок истек.
Предложений по параметрам вычета пока нет - правительство должно собрать позиции всех заинтересованных ведомств, включая Минспорта, после чего Минфин сможет подумать о деталях.
Более подробно см. здесь.
Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам
С 1 января 2019 г. к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня отнесены те организации, у которых суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 10 млрд до 35 млрд руб. включительно (приказ ФНС России от 28.09.2018 № ММВ-7-7/557@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@»).
В настоящее время для этого также должны выполняться требования по среднесписочной численности работников и активам, а нижняя граница по доходам составляет 2 млрд руб.
Более подробно см. здесь.
Налоговые органы проводят рейды по выявлению самозанятых, не вставших на учет
Инспекторы Курской области совместно с сотрудниками полиции проводят мероприятия с целью выявления лиц, которые продают товары, а также осуществляют перевозки пассажиров и грузов без соответствующей постановки на учет в ИФНС.
Цель данных рейдов — пресечение незаконного предпринимательства, утаивания налоговой базы, уклонения от уплаты налогов.
По мнению чиновников, такие мероприятия обеспечат чистоту бизнес-среды в регионе.
Более подробно см. здесь.
Минэк предлагает ввести институт «семейного бизнеса» в законодательство
Как пишет «Росскийкая газета», понятие «семейный бизнес» может быть закреплено в законодательстве. Об этом, в частности, заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин, на первом форуме семейных предпринимателей «Успешная семья - успешная Россия!», который организовала Торгово-промышленная палата РФ.
Данный вопрос особо актуален и в сфере налогового законодательства, т.к. очень часто семейные отношения становятся поводом для обвинения во взаимозависимости и, в конечном итоге, основанием для обвинения в дроблении бизнеса.
Более подробно см. здесь
Минфин определил судьбу 60 неналоговых платежей
Министерство финансов РФ подготовило список с существующими неналоговыми платежами.
Всего их набралось 61.
Сформировали 6 групп.
В первую группу вошли 10 самых весомых платежей. Их включат в НК РФ отдельной главой. В частности, это:
- экологический сбор;
- утилизационный сбор;
- курортный сбор;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- система «Платон»;
- плата за получение сведений из госреестров.
Прочие сборы в кодекс так и не попадут и по-прежнему будут прописаны в отдельных отраслевых законах. Например, платежи за регистрацию машин, обязательные экспертизы, за обязательный контроль, компенсации за вред водным объектам или лесам и другие.
До внесения в Госдуму список планируется согласовать с бизнес-сообществом, а также с Минэкономразвития РФ.
Подробности см. здесь
ФНС разработала программу профилактики рисков налоговых нарушений
ФНС обнародовала Ведомственную программу профилактики нарушений «Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям ФНС России». Данная программа разработана в рамках работы Службы по повышению эффективности профилактики налоговых правонарушений и соответствует базовому стандарту для всех контрольно-надзорных органов.
По данным Налоговой службы неправильное применение налогового законодательства или ошибки при заполнении отчетности – самые распространенные случаи несоблюдения налогового законодательства. Зачастую налогоплательщики не знают об изменениях в налоговом законодательстве, либо неверно их трактуют.
Для профилактики таких нарушений и повышения информированности и налоговой грамотности плательщиков, а также разъяснения спорных или сложных ситуаций, проводятся публичные мероприятия и семинары.
В программе большое внимание уделяется развитию удаленных каналов общения налогоплательщиков с налоговым органом. Так, для удобства пользователей на официальном сайте www.nalog.ru размещены простые и понятные интерактивные сервисы. С их помощью можно обратиться в ФНС России, сообщить об открытии счета в банке за пределами РФ, без ошибок заполнить налоговую декларацию по НДФЛ и отправить ее в электронном виде. Кроме того, запущено мобильное приложение, позволяющее быстро выяснить информацию о начислениях или о задолженности, а также оплатить налоги, сборы и страховые взносы.
Программа рассчитана до 2020 года и будет ежегодно обновляться.
Более подробно см. здесь.
Президент РФ предложил продлить мораторий на плановые проверки
В декабре 2018 г. заканчиваются надзорные каникулы для малого бизнеса в отношении плановых проверок (внеплановые действуют в полной мере). Владимир Путин, выступая на ежегодном форуме «Опоры России», предложил продлить льготный период еще на два года. Избавление от плановых проверок не получат компании, чья деятельность затрагивает безопасность граждан.
Сейчас отсутствием плановых проверок пользуются более 500 тыс. предпринимателей. При этом, по словам президента, анализ практики показал, что ряд бизнесменов «ловко пользуется» и «манипулирует» этой мерой.
По словам президента РСПП Александра Шохина, защитники малых предпринимателей просили продлить каникулы на четыре года, и он разделяет эту позицию. Кроме того, глава РСПП указал на практику «задвоения» проверок — когда по одним и тем же основаниям участника рынка проверяют и генпрокуратура, и прямой регулятор.
Более подробно см. здесь.
IT-компании могут лишиться налоговых льгот
Минтруд выступает против дополнительных льгот для IT-компаний, следует из письма главы министерства Максима Топилина вице-премьеру Максиму Акимову.
План мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» нацпроекта «Цифровая экономика» предусматривает изменение Налогового кодекса, а именно — оптимизацию применения пониженной ставки страховых взносов для участников цифровой экономики, включая интернет-компании и разработчиков ПО, говорится в письме. Это мероприятие Минтруд предлагает исключить, отмечая, что пониженные тарифы страховых взносов в размере 14% уже установлены для российских IT-компаний до 2023 г. Кроме того, в основе долгосрочного развития пенсионной системы России — установление единых тарифов страховых взносов для всех плательщиков, напоминает Минтруд, предлагая при необходимости заменить такие льготы на другие виды господдержки, например, субсидии.
Более подробно см. здесь.
ФНС утвердила новые формы отчетности по НДФЛ
Приказом ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@утверждены:
- «Справка о доходах физического лица и суммах налога на доходы физических лиц» (форма 2-НДФЛ);
- порядок заполнения формы 2-НДФЛ;
- формат представления формы 2-НДФЛ в электронной форме;
- порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах НДФЛ и сообщений о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ;
- форма справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах НДФЛ «Справка о доходах физического лица и суммах НДФЛ», которая выдается налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ.
Приказ вступает в силу с 1 января 2019 г. и применяется, начиная с представления сведений о доходах физических лиц за 2018 г.
Более подробно см. здесь.
Приказом ФНС от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@ утверждены формы налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по НДФЛ в электронной форме.
Изменения предусматривают упрощение формы налоговой декларации (в частности, сокращен раздел, касающийся определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и ПФИ), а также учитывают поправки в НК РФ в части освобождения от налогообложения доходов, полученных при ликвидации иностранной организации.
Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@ (с внесенными изменениями), которым утверждена действующая форма налоговой декларации (форма 3-НДФЛ).
Более подробно см. здесь.
ФНС дала разъяснения по вопросам перехода 01.01.19 на новую ставку НДС
В Письме ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период» разъясняется следующее:
- начиная с 01.01.2019 г. применяется налоговая ставка по НДС в размере 20% независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Внесение изменений в договор в части размера ставки НДС не требуется;
- при получении до 01.01.2019 г., частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав исчисление НДС после этой даты производится по налоговой ставке в размере 18/118 %;
- если доплата налога в размере 2% осуществляется покупателем с 01.01.2019 г., то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20/120. При получении такой доплаты налога продавцу следует выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателем суммы налога по счету-фактуре, составленному ранее с НДС 18/118, и показателем суммы налога, рассчитанной с учетом размера доплаты налога;
- в случае если товары (работы, услуги), имущественные права отгружены (переданы) до 01.01.2019 г., то при изменении их стоимости после этой даты применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи). В этом случае в графе 7 корректировочного счета-фактуры указывается та налоговая ставка по НДС, которая была указана ранее;
- при возврате с 01.01.2019 г. товаров продавцу рекомендуется выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость возвращенных товаров независимо от периода отгрузки товаров. При этом если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 %, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18%.
Более подробно см. здесь.
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
ФНС выпустила ответы на вопросы по CRS
12 октября ФНС РФ на сайте https://340fzreport.nalog.ru в разделе «Информация» опубликовала ответы на часто задаваемые вопросы по применению положений главы 20.1 НК РФ – «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государственными (территориями)» и постановления Правительства РФ от 16.06.2018 № 693.
Более подробно см. здесь.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
В Краснодарском крае появятся инспекторы по проверке уплаты курортного сбора
В России появятся специальные ревизоры, которые будут контролировать оплату курортного сбора. Они начнут работать в Краснодарском крае: соответствующий порядок уже утвердило региональное министерство туризма. С документом ознакомились «Известия». У проверяющих появится право требовать с туристов квитанцию об оплате курортного сбора. Если ее не окажется, им придется заплатить штраф до 2 тыс. рублей.
Более подробно см. здесь.
В ЗакСобрание СО внесен законопроект об отмене пониженной ставки по налогу на прибыль
17 октября депутаты ЗакСобрания СО внесли законопроект ПЗ-2106 «О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области».
Так, законопроектом предлагается признать утратившими силу положения, предусматривающие установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, для следующих категорий налогоплательщиков:
1) налогоплательщиков, являющихся вновь созданными начиная с 1 января 2011 г. на территории Свердловской области производственными кооперативами или некоммерческими организациями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации);
2) налогоплательщиков, являющихся вновь созданными начиная с 1 января 2011 г. на территории Свердловской области хозяйственными товариществами, хозяйственными обществами или унитарными предприятиями (за исключением случая создания таких юридических лиц в результате реорганизации), размер складочного капитала, уставного капитала или уставного фонда которых на момент создания составляет не менее 10 миллионов руб;
3) налогоплательщиков, являющихся организациями, в которых среднесписочная численность инвалидов за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций, составила не менее 50 % от среднесписочной численности работников таких организаций и доля расходов на оплату труда инвалидов в фонде оплаты труда за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций, составила не менее 25 %;
4) налогоплательщиков, имеющих статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности;
5) налогоплательщиков, имеющих статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности;
6) налогоплательщиков, являющихся участниками специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным Правительством Свердловской области на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, в соответствии с законом Свердловской области.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2023 года.
НОВОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Минфин намерен уточнить порядок бух/учета расчетов по налогу на прибыль
Минфином РФ разработан проект Приказа «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфином РФ от 19.11.2002 № 114н».
Проектом, в частности, уточняется понятие «временных разниц», а также конкретизируются случаи, приводящие к образованию временных разниц.
Термин «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменяется на «постоянный налоговый расход (доход)».
Устанавливается порядок определения расхода (дохода) по налогу на прибыль (практический пример определения расхода (дохода) по налогу на прибыль и связанных с ним показателей приведен в приложении к приказу).
В новой редакции предлагается изложить и понятие «текущий налог на прибыль» - это налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Вводятся также положения для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Так, например, проектом установлено, что временные и постоянные разницы определяются участником КГН исходя из его налоговой базы, включаемой в консолидированную налоговую базу КГН в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Планируется, что предусмотренные проектом изменения будут применяться организациями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г. Предусматривается право организации принять решение о применении изменений ранее указанного срока. Такое решение необходимо будет раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Более подробно см. здесь.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Упрощен порядок уведомления о счетах за рубежом для резидентов
Резиденты РФ теперь могут уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за рубежом в упрощенном порядке. Вступил в силу приказ ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@, утверждающий новые формы, форматы и способы подачи таких уведомлений.
Резиденты, у которых нет места жительства и недвижимого имущества на территории РФ, теперь могут направить уведомление в налоговый орган по своему выбору. Кроме того, с помощью новой формы физлица смогут уведомлять инспекцию о совместных счетах, открытых в банках за рубежом.
Если же резидент допустит неточность в направленных сведениях или ошибочно отправит уведомление, то с помощью корректирующего или отменяющего сообщения он сможет исправить либо отменить его.
Также уведомление теперь можно представить в инспекцию не только лично или по почте, но и в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика».
Более подробно см. здесь.
Минфин смягчит валютный контроль для резидентов РФ под санкциями
Минфин разработал законопроект, которым предлагается смягчить валютный контроль для резидентов РФ, попавших под санкции. Проект документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Разработанные нормы должны минимизировать последствия от введенных санкций.
Проект устанавливает возможность для находящихся под санкциями российских компаний осуществлять расчеты с нерезидентами по внешнеторговым контрактам, минуя счета в уполномоченных российских банках. Они смогут зачислять средства на свои счета в иностранных банках напрямую.
Также предусмотрено освобождение от обязанности по репатриации экспортной выручки для организаций, не менее 50% которых прямо или косвенно контролируется попавшим под санкции резидентом РФ.
Воспользоваться новыми нормами смогут резиденты, список которых утвердит ФНС по согласованию с Росфинмониторингом.
Более подробно см. здесь.
АУДИТ
Поправки в закон об аудите
6 октября в ГосДуму поступил инициированный Правительством РФ законопроект № 560573-7 «О внесении изменений в ст.ст. 7 и 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике), посвященный правилам независимости и кодексу профессиональной этики.
Обобщение и анализ правоприменительной практики выявили необходимость:
1) введения общего требования о независимости аудиторских организаций и аудиторов;
2) уточнения понятийного аппарата в части правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) определения основы разработки правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов;
4) структурного объединения в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» положений о независимости и профессиональной этике аудиторов ввиду их схожести и взаимосвязанного применения и соблюдения при оказании услуг аудируемому лицу (клиенту).
Британский аудит проверит «большую четверку» на конкурентность
9 октября британский антимонопольный регулятор начал расследование ситуации на местном рынке аудита — он проверит, не является ли положение «большой четверки» (Deloitte, KPMG, EY и PwC) слишком доминирующим и не мешает ли это конкуренции на рынке и поддержанию стандартов качества. Критика этого сектора в Великобритании обострилась после банкротства в начале года строительной компании Carillion, приближающийся крах которой просмотрели аудиторские компании.
Британское управление по конкуренции и рынкам (CMA) начало расследование с целью проверить рынок аудита на конкурентность и соответствие стандартам качества, говорится в сообщении антимонопольного регулятора. В том числе CMA проверит, не слишком ли сильно доминирует «большая четверка» на рынке аудита и не мешает ли она другим компаниям конкурировать в этой сфере. Кроме того, регулятор проверит целесообразность системы, при которой аудитора выбирают сами компании, а не инвесторы. По мнению критиков, это может приводить к ухудшению качества аудита.
К концу октября CMA должно получить ответы от крупнейших компаний сектора, к декабрю должны быть готовы предварительные выводы регулятора, а окончательный доклад будет готов в течение полугода. «Если критики процедуры аудита правы, от этого проигрывают не только компании, заказывающие аудит; речь о миллионах людей, которые зависят от сбережений, пенсионных фондов и других инвестиций в те компании, аудит которых может быть некачественным»,— заявил в связи с началом расследования глава CMA Эндрю Тайри.
Более подробно см. здесь.