«Много мало не бывает» (из альманаха судебной практики ГК "Налоги и финансовое право")
8.06.2016
Нередко можно услышать, как налогоплательщики сетуют на то, что в ходе налоговой проверки им приходится готовить для проверяющих значительный объем документации в «заверенных надлежащим образом копиях». Иногда это означает, что несколько сотрудников предприятия должны месяц и больше непрерывно находиться у ксерокса, отложив в сторону свои прямые обязанности. Если же речь идет о подтверждении убытка, ситуация и вовсе превращается в неразрешимую: налоговый орган требует абсолютно всё.
При всей справедливости требований, проверяющие иногда нарушают границы дозволенного. Так и получилось с одним из наших клиентов, занимающимся оптовой и розничной торговлей продуктами питания (как вы понимаете, документов у него было много).
Не найдя причин для доначисления налогов по итогам выездной проверки, практически в последний день инспекция решила пойти по запасному и беспроигрышному пути: организации было вручено требование о предоставлении документов, подтверждающих сумму убытка. А таковых насчитывалось более 300 000 листов. Никакие заявления и ходатайства об увеличении срока представления документов, конкретизации их перечня и ознакомлении с оригиналами по месту нахождения налогоплательщика удовлетворены не были.
Не выполнили – получите: организация была оштрафована по ст. 126 НК РФ за непредставление документов по требованию налогового органа; было отказано в признании убытка и доначислен налог на прибыль, пени и штрафы за его неуплату.
На этапе судебного оспаривания решения ИФНС возник тот же вопрос: что делать со всем этим количеством документов? Если все же их представлять в материалы дела, получится порядка 2 000 томов по 150 листов не нужной в принципе документации.
Тогда мы решили поступить следующим образом.
В предварительном судебном заседании были одновременно заявлены 4 ходатайства:
- об отложении судебного заседания для предоставления копий всех документов (две тысячи томов);
- об осмотре судом доказательств по месту их нахождения;
- о назначении судебной экономической (налоговой) экспертизы имеющихся документов;
- об отложении судебного заседания для проведения сверки с инспекцией и определения документов, не исследованных ею в ходе ВНП для их последующего представления.
Как мы и полагали, суд выбрал самый подходящий вариант, удовлетворив ходатайство о проведении инспекцией сверки документов. Он также обязал налоговый орган по итогам сверки конкретизировать претензии к расходам налогоплательщика.
По результатам сверки налоговый орган составил документ, который по своему содержанию стал новым актом выездной налоговой проверки и фактическим предметом спора. Все изложенные в нем претензии, за исключением самой незначительной, судом были признаны неправомерными.
Кстати, от уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ организация была освобождена.
(АС ХМАО-Югры, 8 Арбитражный апелляционный суд 2014)