Дело о взыскании с торговой сети административного штрафа за нарушение установ-ленных законом требований к условиям заключения договора поставки продовольст-венных товаров при осуществлении торговой деятельности (дело № А60-39029/2018)
14.08.2019
В середине июня 2018 года наш давний клиент (одна из крупнейших торговых сетей города Екатеринбурга) был привлечен Управлением федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС) к административной ответственности за нарушение требований Закона о торговле.
Дело в том, что один из поставщиков поставил в магазины торговой сети товар (творог), который по своему качеству не соответствовал требованиям технического регламента. За то, что в магазинах торговой сети был выставлен к продаже некачественный товар, торговая сеть была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Поставщик, виновный в поставке некачественного товара, возместил понесенные в результате уплаты штрафа потери (убытки). При этом обязанность поставщика возмещать торговой сети уплаченные по вине поставщика штрафы была прямо закреплена в договором поставки, заключенном между сторонами.
УФАС пришло к выводу, что в данном случае имело место возмещение поставщиком торговой сети расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров, в связи с чем, привлекло торговую сеть к административной ответственности по части 7 ст. 14.42 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Решение УФАС было обжаловано нами в судебном порядке, но безуспешно. Суды всех трех инстанций не согласились с нашей позицией, и отказали в удовлетворении заявления о признании решения УФАС незаконным. Суды указали, в частности, на следующее:
1) включение в договор поставки условия о возмещении, в том числе штрафных санкций, является нарушением подпункта 4 п. 13 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Следовательно, торговая сеть правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 ст. 14.42 КоАП РФ, за включение в договор условий о возмещении поставщиком покупателю расходов (убытков), в том числе виде штрафных санкций, возникших не по вине покупателя;
2) административный штраф не может быть расценен в качестве убытков и, как следствие, в качестве расходов, связанных с договором поставки, поскольку убытки и административные штрафы имеют различную правовую природу и направленность.
В связи с этим, суды сделали вывод, что в действиях торговой сети имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 7 ст. 14.42 КоАП РФ.
Не согласившись с этим, мы подготовили и направили в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ кассационную жалобу, в которой просили принятые по делу судебные акты нижестоящих судов отменить, решение УФАС о привлечении торговой сети к административной ответственности признать незаконным.
7 августа 2019 года состоялось заседание СКЭС Верховного Суда РФ, по итогам которого было принято решение о полном удовлетворении нашей кассационной жалобы.
При этом СКЭС Верховного Суда РФ отметила следующее:
1) действующее законодательство и практика его применения не исключают возможности взыскания лицом, которое уплатило наложенные на него административные штрафы, соответствующих сумм в качестве убытков с другого лица;
2) из Закона о торговле прямо и однозначно не следует, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети, лишен возможности взыскания с поставщиков в качестве убытков наложенных на него за реализацию некачественной продукции административных штрафов.
3) истребование торговой сетью с поставщика наложенного на нее административного штрафа может быть охарактеризовано как возмещение расходов, связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
Интересы заявителя в СКЭС Верховного Суда РФ представляли первый заместитель директора АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» Е.А. Гринемаер и главный специалист АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» А.В. Зырянов.